Когда разрешен обгон с выездом на встречную полосу

Обгон по встречной полосе

Обгон – это маневр, к которому часто прибегают водители. Речь идет про опережение автомобилей, идущих в одном потоке, предполагающее выезд на встречную полосу движения. В некоторых ситуациях такое решение дозволено правилами дорожного движения, но есть ситуации, когда на определенном участке дорожного полотна обгонять категорически запрещается.

Прежде, чем рассматривать разрешения и запреты для обгона, изучим правила его безопасного выполнения. Здесь есть всего несколько рекомендаций:

  • прежде, чем выезжать на встречную полосу, нужно убедиться в том, что там нет автомобилей;
  • необходимо получить уверенность в том, что на дорожном полотне достаточно места для безопасного выполнения маневра;
  • нужно убедиться, что на авто, передвигающихся впереди и позади, не включены сигналы левого поворота, свидетельствующие о том, что планируется обгон.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с обгоном по встречной полосе, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Выполнение этих несложных правил сделает движение более безопасным, поможет избежать аварийных ситуаций.

Когда запрещается обгонять другие автомобили

Важно понимать, что в правилах дорожного движения четко прописаны ситуации, когда обгон на определенных участках дороги категорически запрещен. К ним относят:

  • пешеходные переходы. Если водитель решает обогнать другое авто с выездом на встречную полосу на пешеходном переходе, это считается серьезным нарушением ПДД. В этом случае обгон по встречке будет предполагать административную ответственность, наложение штрафа. Нельзя выполнять маневр даже в том случае, когда пешеходный переход пустой;
  • мосты. Здесь любые маневры считаются очень опасными, поэтому запрещаются ПДД. Нарушение последних влечет наложение крупного штрафа;
  • железнодорожные переезды. В этом случае действуют правила, как и в предыдущем пункте. Наказание за обгон на таком участке дороги достаточно суровое, соизмеримое со степенью опасности осуществляемого действия;
  • тоннели. Эти участки дороги характеризуются повышенной опасностью, поэтому водители должны соблюдать скоростной режим, отказаться от опасных маневров;
  • крутые повороты. В условиях ограниченной видимости водитель не может объективно оценить ситуацию и безопасность обгона. Поэтому, соответствующая дорожная разметка предупреждает о невозможности совершения маневра.

Во всех выше перечисленных случаях за нарушение ПДД предусматривается крупный штраф или лишение водительского удостоверения на определенный срок.

Какое наказание могут применить за нарушение

Размеры штрафа зависят от того, при каких обстоятельствах и условиях был совершен обгон по встречной полосе. Они могут варьироваться в пределах 1000-5000 рублей. Точную сумму определяют инспектора ГИБДД, оценив серьезность нарушения, количество правил, которыми пренебрег водитель, степень опасности, которую повлекли его действия.

Дополнительно к штрафу может применяться лишение водительского удостоверения на определенный срок. Если нарушение не слишком серьезное, лишить права на управление автомобилем могут на 4-6 месяцев. При грубых и повторных нарушениях изымают водительское удостоверение на год, например, если был обгон через двойную сплошную разметку.

Важно! Когда водитель получил оповещение о наложении штрафа, он должен оплатить его в течение 2 месяцев. Если за этот срок платеж не будет внесен, дело передадут судебным приставам. Они применят меры принудительного взыскания задолженности.

Можно ли оспорить наложение штрафа и как правильно это сделать

Есть ситуации, когда водитель не согласен с решением инспекторов ГИБДД, имеет для этого веские основания, например, он выполнял по ПДД обгон справа, который по сути является опережением. Тогда он может оспорить штрафные санкции, обвинение в нарушении ПДД, подав исковое заявление в уполномоченный судебный орган. К иску следует приложить доказательства, опровергающие сведения, указанные представителями ГИБДД в протоколе об административном правонарушении. Это могут быть видеоматериалы с видеорегистратора и другая информация, подтверждающая невиновность истца или меньшую степень его вины.

Чтобы добиться успеха в судебном разбирательстве, необходимо заручиться профессиональной поддержкой квалифицированного адвоката. Специалист в данной области юриспруденции поможет:

  • оценить оправданность обращения в суд и вероятность успеха, достижения желаемого результата;
  • правильно составить исковое заявление, исключая ошибки и неточности, способные стать поводом для отказа в принятии иска на рассмотрение;
  • точно сформулировать свои требования, изложенные в иске, собрать все необходимые доказательства.
Читать еще:  Нарушение условий труда работодателем куда обратиться

Выбирая адвоката, необходимо отдавать предпочтение квалифицированным специалистам, имеющим достаточный опыт. В этом случае можно рассчитывать на успех. Главное – точно знать, что протокол сотрудниками ГИБДД был составлен неправомерно, и назначенное наказание незаслуженное. Останется подтвердить свою позицию документально, предоставив факты, играющие для суда значение.

Выезд на встречную полосу – когда штраф, а когда лишение прав

Не все водители знают, что выезд на встречную полосу движения – не обязательно лишение права управления. Попав в такую ситуацию, водители теряются в ходе общения с сотрудником госавтоинспекции и соглашаются с «обвинением». Позднее, разобравшись в ситуации, понимают, что полученное административное наказание не соответствует букве закона, а за допущенное нарушение ГИБДД должны были выписать штраф.

В этой статье попытаемся разобрать наиболее распространенные случаи, связанные с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. Рассмотрим какие нормы закона применяются к той или иной ситуации.

Начал обгон на прерывистой линии, закончил на сплошной

Водитель начал обгон, когда это позволяли и знаки, и дорожная разметка, а перестроился в свою полосу через сплошную линию разметки. В данном случае считается, что водитель нарушил пункт 9.1.1. ПДД РФ.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ
Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Наезд на сплошную линию разметки

Если водитель одной стороной своего автомобиля наехал на сплошную линию разметки на участке дороги, где обгон запрещен, считается, что он выехал на «встречку». В правилах дорожного движения (пункт 9.7) указано, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении. Не смотря на то, что вторая часть этого правила касается только прерывистой разметки, по смыслу – наезжать на сплошные линии также запрещается. Это подтверждают и суды в своих решениях, которые квалифицируют подобные действия как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ
Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»

В зоне действия знака «Обгон запрещен» выезжать на встречную полосу запрещено. Это надо помнить. При этом не важно, какая разметка на дороге: сплошная или прерывистая. В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий дорожной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ
Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Исключение: В зоне действия указанного знака запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Если вы двигаетесь за еле ползущим Камазом, груженым арбузами, обгонять его нельзя. О том, что транспортное средство является тихоходным должен указывать специальный знак (рис. ниже).

Разворот и поворот через сплошную линию разметки

Не всегда выезд на полосу встречного движения связан с обгоном попутного транспорта. Водитель может развернуться на 180 градусов или совершить левый поворот на второстепенную дорогу через сплошную линию. Такие действия попадают под действие части 2 статьи 12.16. КоАП РФ – поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Ответственность: часть 2 статьи 12.16. КоАП РФ
Наказание: штраф от 1 до 1.5 тыс. руб.

Опережение через сплошную линию разметки

Обгон без выезда на полосу встречного движения на дорогах с двумя и более полосами, предназначенными для движения попутного транспорта, называется опережением. Проезжие части встречных потоков на таких дорогах, как правило, отделяются друг от друга разделительной полосой или двумя сплошными линиями разметки.

Читать еще:  Страхование от несчастных случаев процент

Если, совершая опережение, водитель пересек сплошную линию разметки, то его действия попадают под часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ.

Ответственность: часть 1 статьи 12.16. КоАП РФ
Наказание: штраф 500 руб.

Обгон в зоне действия знака «Опасный поворот» и «Крутой подъем»

В правилах дорожного движения указано, что обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ).

На таких участках дорог, как правило, нанесена сплошная линия разметки, пересекать которую нельзя. За нарушение данного правила водителю грозит лишение водительских прав.

Ответственность: часть 4 статьи 12.15. КоАП РФ
Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Объезд ДТП через сплошную линию разметки

В соответствии в ПДД РФ автомобили, попавшие в ДТП и мешающие проезду, являются препятствием. «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Если объехать место ДТП через сплошную линию разметки с выездом на встречную полосу движения действия водителя будут квалифицированы по части 3 статьи 12.15. КоАП РФ.

Ответственность: часть 3 статьи 12.15. КоАП РФ
Наказание: штраф в размере от 1 до 1.5 тыс. рублей.

В любом случае всегда нужно помнить, что самый опасный маневр при вождении автомобиля это обгон с выездом на полосу встречного движения. Не пренебрегайте установленными знаками и разметкой, и не нарушайте правила.

Если вы столкнулись с необоснованным привлечением к административной ответственности, пишите нашим специалистам, которые помогут вам составить жалобу.

Дата публикации статьи: 20 июля 2018 года
Последнее изменение: 20 июля 2018 года

Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД

Материал данной статьи является кратким пояснением (комментарием) к пункту 9.1 (1) раздела ПДД «Расположение ТС на проезжей части», который дополнил Правила с 12 июля 2017 года.

9.1 (1): «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Выезд на полосу встречного движения

Данный пункт (9.1 (1)) вносит ясность в некоторые спорные ситуации по движению автомобиля левее сплошной линии разметки, поскольку конкретизирует условия, при которых выезд на полосу встречного запрещается. Таковыми условиями являются:

  • Наличие сплошной (двойной сплошной) линии разметки между встречными транспортными потоками;
  • Наличие разделительной полосы (либо полоса выделена конструктивно, либо обозначена сплошной линией разметки 1.2);
  • Наличие трамвайных путей, расположенных посередине дороги на проезжей части между встречными транспортными потоками.

Если на дороге имеются перечисленные выше элементы дорожной инфраструктуры, перемещение автомобиля левее них будет расценено как выезд на полосу встречного движения в запрещенном для этого случае. В случае движения по трамвайным путям следует помнить, что выезд на встречные трамвайные пути запрещается (пункт 9.6).

С выездом на встречную полосу связаны многие маневры. Некоторые из них Правилами допускаются, и они отдельно прописаны в ПДД, т.е. не запрещены. Это, прежде всего, обгон, и случаи, когда есть необходимость выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

При выполнении указанных маневров в соответствии с ПДД, состава нарушения нет, и это естественно. Но если те же самые маневры (выезд на встречную полосу) проводятся в условиях, оговоренных в пункте 9.1 (1) (через сплошную линию разметки, движение левее сплошной линии, разделяющей встречные направления), то они попадают под запрет.

Есть еще такой вынужденный маневр, как объезд препятствия через встречную полосу. В этой ситуации следует «взвесить» все возможные варианты объезда. Объезд препятствия по встречной полосе не будет считаться нарушением только в случае, когда другого пути для объезда, кроме как через «встречку», у водителя нет. В противном случае могут привлечь по ст.12.15 ч.3 – штраф до 1500р.

В пункте 9.2 есть такие строки: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. …». Т.е. прописан прямой запрет для выезда на встречную полосу на указанных дорогах.

Читать еще:  Какие в ТК РФ есть основания для лишения работника премии?

Когда проезжая часть имеет четыре и более полосы для двухстороннего движения, то между встречными потоками наносится разметка 1.3 (двойная сплошная линия). Вместо разметки 1.3 может быть организована разделительная полоса, выполненная, в свою очередь, или конструктивно (бордюр, столбики), или в виде сплошной линии разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Когда дорожную разметку на полотне дороги хорошо видно, то все понятно – есть сплошная «осевая» линия, которую пересекать запрещается. Но если разметка стерлась со временем (она не различима), то перед глазами водителя просто широкая дорога. В таком случае выезд далее середины этой широкой дороги равносилен движению по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Следует обратить внимание, что под составом нарушения за встречную полосу понимается именно выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В случае движения автомобиля на широкой дороге далее середины проезжей части (при отсутствии разметки) нарушение сплошной «осевой» линии отсутствует, а факт выезда на встречную полосу, как говорится, «налицо», и он вполне может попасть под штраф.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.

Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Штраф за выезд на встречную полосу

За выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение ПДД предусмотрены санкции в виде штрафа в 5000 рублей или лишения права управления на срок до полугода (ст. 12.15 ч.4). Это наказание за выезд на встречную полосу в первый раз.

За повторный выезд на встречную полосу последуют санкции уже по ст. 12.15 ч.5 – лишение прав на 1 год. В случае автоматической фиксации (камера) – штраф 5000 рублей.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 07.10.2019

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector