Взыскание ущерба от дтп без учета износа

Особенности возмещения ущерба при ДТП без учета износа

Более чем типична ситуация, когда представители страховой компании при определении размера выплаты по ОСАГО считают ущерб с учетом износа машины. Но зачастую автовладельцам нужно потратить на ремонт существенно больше, ведь покупать придется уже новые детали и компоненты. Возникают вопросы: насколько законны такие действия страховщиков, можно ли взыскать деньги за причиненный ущерб целиком и каким образом это лучше сделать?

Как происходит калькуляция ущерба по ОСАГО и КАСКО?

При определении итоговой суммы страховой компенсации по ОСАГО расчет производится с учетом износа деталей. Подобные действия со стороны страховщиков полностью законны и соответствуют правилам, содержащимся в единой методике Центробанка (Положение №432-П от 19 сентября 2014 года). А поскольку не всегда отдельные элементы автомобиля можно восстановить и их приходится менять на новые, выплаты ОСАГО, как правило, просто не покрывают расходов автовладельца на ремонт. На практике это выглядит следующим образом: пятилетнее авто попало в ДТП и в результате аварии у него был серьезно поврежден бампер. Степень полученного урона делала невозможной починку детали, и у собственника ТС не осталось другого выбора, кроме как купить новый бампер. Возмещение по ОСАГО только частично покрыло его стоимость, потому что при расчете учитывался фактор износа.

Что касается полиса КАСКО, то здесь ситуация несколько иная — все будет зависеть от условий договора, заключенного со страховой компанией. Если в нем есть пункт о том, что износ не учитывается, то в случае дорожно-транспортного происшествия автовладельцу возместят полную сумму затрат на ремонт. Напротив, когда гражданин приобретает страховку с амортизацией (она стоит дешевле) действует сценарий, описанный выше для ОСАГО.

Что говорит законодательство?

До 2014 года не существовало единой правовой трактовки по поводу учета износа при возмещении ущерба. С одной стороны в тексте Федерального закона №40-ФЗ «Об ОСАГО» ничего не говорилось о каких-либо ограничениях в страховой компенсации, связанных с амортизацией ТС. Но в то же время в Правилах по ОСАГО (утверждены отдельным постановлением правительства РФ) содержался пункт о том, что «определение размеров восстановительных расходов проводится с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей…». Естественно, страховщики ссылались именно на «Правила» и старались максимально снизить сумму выплат.

Поскольку вышеупомянутый закон затрагивал именно порядок возмещения по ОСАГО, его положения не применялись к физическим лицам, и поэтому у пострадавших в ДТП граждан имелась возможность в судебном порядке взыскать разницу между реальным уроном и страховой компенсацией с виновника аварии. Конечно, суд далеко не всегда удовлетворял подобные иски, но тем не менее это было вполне реально. В октябре 2014 в силу вступила уже упоминавшаяся ранее Единая методика Центробанка, которая признавала оценку ущерба только с учетом износа. И следуя ее указаниям, суды стали отказывать автолюбителям в таких исках. Все изменилось 10 марта 2017 года, когда Конституционный суд РФ огласил постановление №6-П. В нем говорилось, что методика Центробанка применима лишь в сфере ОСАГО. Автовладельцы снова получили право на требование части возмещения непосредственно с виновника ДТП.

Можно ли получить компенсацию без учета износа?

Благодаря вышеназванному постановлению Конституционного суда такая возможность теперь есть у всех водителей, чье имущество пострадало в дорожном происшествии. С одной стороны это очень хорошее нововведение, так как оно предупредит разного рода абсурдные случаи, когда человек на полученную от страховщика выплату не мог отремонтировать и восстановить машину. Поскольку суммы возмещения просто не хватало — она рассчитывалась с учетом того, что автомобилю уже более 10 лет и часть поврежденных деталей порядком износилась.

Читать еще:  Образец служебной записки на поощрение наладчика

В то же время никто не исключает обратные ситуации, когда владелец бюджетного авто повредит в ДТП дорогую иномарку (но уже далеко не новую). Хозяин машины выставит виновнику огромный счет за ремонт, тогда как реальная стоимость причиненного урона зачастую гораздо ниже. Для того чтобы избежать особо вопиющих случаев, судам было рекомендовано более детально разбирать каждую ситуацию и не допускать неосновательного обогащения пострадавшей стороны, но остается только гадать, насколько эффективно данный механизм будет работать на практике.

Заключение

Таким образом, возмещение урона автомобилю по полису ОСАГО происходит с учетом износа деталей транспортного средства. При наличии КАСКО компенсация может осуществляться и без учета износа, но только в том случае, если такое положение закреплено договором. Если суммы возмещения на полный восстановительный ремонт авто не хватило, то оставшиеся средства можно взыскать с виновника аварии в судебном порядке.

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Автотранспорт компании попал в ДТП. Если ущерб превысил лимит страховой выплаты за имущественный вред, с виновника ДТП можно взыскать остальное возмещение без учета износа транспорта. Такое мнение высказал Конституционный суд РФ.

Компании может принадлежат различный автотранспорт: корпоративные автомобили, транспорт для перевозки грузов или пассажирских перевозок и т. п. Если произойдет ДТП с участием транспорта компании, часть ущерба покроет страховка. Однако величина ущерба может быть выше, чем максимальная страховая выплата. Компания вправе потребовать с виновника выплаты возмещения без учета износа деталей поврежденного автомобиля. Для обоснования своей позиции в суде компания может сослаться на выводы КС РФ.

До постановления КС РФ было трудно взыскать возмещение без учета износа

Если автомобиль попадет в аварию, страховая компания выплатит пострадавшему компенсацию имущественного вреда по полису ОСАГО. Для подобных выплат существует лимит — 400 тыс. р. Однако величина ущерба может быть выше, чем максимально допустимая страховая выплата. Пострадавший вправе потребовать, чтобы виновник ДТП компенсировал остаток. Возникает вопрос, можно ли определить сумму возмещения за ДТП без учета износа поврежденного транспорта, или нет.

Остались вопросы по доказательствам в суде? Ответ найдется в Системе Юрист

ВС РФ не допускал взыскания возмещения ущерба без учета износа

Прежняя тенденция по разрешению споров о ДТП редко допускала возмещение ущерба без учета износа автомобиля. Суды считали, что пострадавший получит неосновательное обогащение, если виновник ДТП оплатит замену деталей автомашины. Судебная практика опиралась на правовую позицию Верховного суда (п. 22 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.16). Расходы на ремонт удавалось взыскать с учетом износа (постановление АС Уральского округа от 06.02.17 по делу № А47-13186/2015).

Запрет на возмещение за ДТП без учета износа касался не только ситуаций, когда автомобиль попадал в аварию. Принцип распространялся и на другие случаи повреждения транспорта. Например, если автомобиль получал повреждения из-за падения льда или снега с крыши дома, взимали возмещение с учетом износа.

КС РФ формирует практику взыскания возмещения без учета износа

В марте 2017 года Конституционный суд РФ рассмотрел дело об ущербе из-за ДТП. Суд указал, что с виновника можно взыскать возмещение ущерба без учета износа автомобиля. Обычно замену прежних деталей на новые производят после аварии в том числе из соображений безопасности. По мнению суда, потерпевший не должен искать замену, у которой такая же степень износа, что и у детали, которую меняют. КС РФ счел, что постановка новых запчастей после аварии не создает неосновательного обогащения у потерпевшего.

Читать еще:  Требования предъявляемые к решению арбитражного суда

Если потерпевший требует возмещения за ДТП без учета износа, виновник вправе сделать экспертизу

В целях пресечения недобросовестного поведения потерпевшего КС РФ напомнил, что виновник ДТП может ходатайствовать об экспертизе. По итогам экспертизы суд сможет снизить величину выплаты. Это произойдет, если причинитель вреда подтвердит, что установка новых деталей за его счет существенно и несправедливо повысит стоимость автомашины потерпевшего (постановление КС РФ от 10.03.17 № 6-П).

Суды начнут применять выводы КС РФ о возмещении ущерба без учета износа

После того, как КС РФ издал постановление о возмещении без учета износа, виновники ДТП начнут оплачивать новые детали. Судебная практика станет меняться. До выхода постановления КС РФ некоторые суды уже использовали подобный подход. При этом суды указывали, что неосновательного обогащения у потерпевшего возникать не должно и что сумму возмещения следует определять с учетом этого (постановление АС Северо-Западного округа от 02.08.16 по делу № А56-28602/2015). После издания постановления КС РФ подобных решений будет больше.

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника ДТП по ОСАГО?

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт. Все бы хорошо, но есть одно «но»: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей. Конечно же, вы жаждете получить эти деньги с виновника ДТП, но до недавнего времени суды отказывались удовлетворять такие иски.

Почему раньше суды отказывались взыскивать износ с виновника?

Потому что существовало разъяснение Верховного Суда РФ из обзора судебной практики №4 за 2015 год. Мы подробно рассказывали о нем вот в этой статье: Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа.

Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014). Методика и закон исходят из того, что все расходы на запчасти определяются с учетом износа. То есть потребовать доплату с виновника ДТП можно только в случае, когда размер страховой выплаты по ОСАГО получается больше 400 тысяч рублей. Страховая выплатит вам 400 тысяч, остальное вы можете взыскивать с виновника. Если размер выплаты меньше 400 тысяч рублей, всю сумму ущерба вам перечисляет страховая, а с виновника ничего получить нельзя. Так было до недавнего времени, пока в ситуацию не вмешался Конституционный суд.

Почему Конституционный суд разрешил взыскивать износ с виновника ДТП?

Четверо автолюбителей из Краснодарского края, попав в ДТП, решили попробовать через суд получить возмещение за износ с виновников аварий. Все суды им в этом отказали на основании позиции Верховного Суда. Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2017 года в постановлении №6-П КС принял их сторону.

Читать еще:  Как подготовить характеристику условий труда для оформления инвалидности

КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты. Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда. В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Конституционный суд также обратил внимание на то, что рассчитанная по единой методике сумма выплаты может не соответствовать реальным затратам на ремонт, а формулы расчета износа являются усредненными и не учитывают особенности конкретной машины.

Вывод КС РФ: для покрытия разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Как получить сумму износа с виновника ДТП?

  1. Правильно оформить ДТП — с вызовом полиции или без вызова, если размер ущерба позволяет. Как оформить ДТП без вызова полиции.
  2. Обратиться в страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба (или в страховую виновника, если прямое возмещение в данном случае невозможно) и получить страховую выплату или направление на ремонт.
  3. Сделать доплату за износ при ремонте авто и обязательно сохранить подтверждающие документы (акт из страховой компании, чеки, квитанции и др.). При получении денежной выплаты собирайте все документы на покупку необходимых запчастей и проведение ремонта, чтобы обосновать недостаточность страховой выплаты.
  4. Написать виновнику претензию о возмещении суммы износа, вручить лично под роспись или отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением. К претензии нужно приложить копии подтверждающих документов.
  5. При отсутствии реакции готовить исковое заявление в суд.

Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?

Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2017 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:

  • необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
  • требования завода-изготовителя;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
  • есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
  • не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).

При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.

Что делать виновнику ДТП, если с него требуют доплату за износ?

После получения претензии от потерпевшего обязательно свяжитесь с ним и попросите документы, подтверждающие его реальные расходы на новые запчасти. Если такие документы потерпевший не предоставит, возможно, вам стоит подождать, пока он обратиться в суд. В суде вы сможете знакомиться со всеми материалами дела и представлять свои доказательства, в том числе требовать экспертизу (оценку ущерба). В любом случае рекомендуем принимать решение об удовлетворении претензии потерпевшего и выбирать тактику для суда после подробной консультации с юристом по всем имеющимся документам и анализа судебной практики по своему региону.

Учтите, что по новым правилам, вступившим в силу 28.04.2017, доплата за износ запчастей при направлении поврежденной машины на ремонт отменена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector