+8 (800) 500-27-29

Тема 10 Правовое государство и гражданское общество План

Гражданское общество и государство Урок 17. План 1. Понятие «гражданское общество». 2. Концепция гражданского общества. 3. Соотношение гражданского общества. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемlearn.credcol.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Гражданское общество и государство Урок 17. План 1. Понятие «гражданское общество». 2. Концепция гражданского общества. 3. Соотношение гражданского общества.” — Транскрипт:

1 Гражданское общество и государство Урок 17

2 План 1. Понятие «гражданское общество». 2. Концепция гражданского общества. 3. Соотношение гражданского общества и государства. 4. Основные признаки наличия гражданского общества.

3 Словосочетание «гражданское общество» Слово «государство» Понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу

4 Гражданское общество В широком смысле Совокупность всех людей, являющихся подданными государства, но не входящими во властную элиту Существует в любом государстве В узком смысле Совокупность общественных объединений, не входящих в политическую систему По наличию или отсутствию таких объединений можно судить о наличии гражданского общества

5 Гражданское общество в узком смысле Общественные объединения, не входящие в политическую систему Объединения, в которых граждане вовлечены в социальные или политические взаимодействия, свободные от контроля или регулирования со стороны государства Коммуны Добровольные ассоциации Религиозные объединения

6 Концепция гражданского общества Джон Локк Английский философ Джон Локк – один из основоположников концепции гражданского общества.

7 Джон Локк Пытался дать определение государству, выходящее за пределы общепринятых – либо анархия, либо диктатура Выступал за ограничение вмешательства политики в межчеловеческие отношения и поддерживал идею ограниченного правительства Эта концепция получила название «государство ночного сторожа»

8 «Государство ночного сторожа» Государство Обеспечивает порядок, когда необходимо, и защищает граждан, когда они могут подвергнуться нападению Не препятствует гражданам в хозяйственной и бытовой деятельности, когда она протекает в рамках закона

9 Джон Локк ввёл понятие «естественного состояния человека» «Состояние полной свободы в отношении их (людей) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью, а также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, – никто не имеет больше другого».

10 Понятие гражданского общества возникает на определённом этапе политического развития как основа демократического и правового государства В Древней Греции гражданского общества не было, так как общие интересы граждан сливались с частными В Новое время утверждается идея первенства прав и свобод личности по отношению к государству, поэтому стали различать гражданское общество и государство С Нового времени государство начинают понимать как инструмент общества

11 Гражданское общество Это сфера общественной жизни Не регулируемая государством Развивающаяся на добровольной основе с целью удовлетворения социокультурных и материальных потребностей индивидов и коллективов

12 Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают противоположные стороны жизни общества Государство Гражданское общество Реализует интересы всего общества, классов, этносов Реализует частные интересы

13 В государстве В гражданском обществе Действуют правовые нормы (власть и принуждение) Действуют моральные нормы, традиции, искусство, убеждение и т.д. Гражданское общество стабилизирует социум, его отсутствие может быть причиной социальной дезинтеграции

14 Гражданское общество – противовес государству Государство обеспечивает свободу гражданскому обществу, но стремится удерживать его в подчинённом положении, поэтому всегда будет пытаться ослабить гражданское общество Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство

15 Основные признаки наличия гражданского общества Главный субъект – свободная суверенная личность Экономическая основа – многообразные формы собственности Развитая структура общественных организаций – религиозных, спортивных, творческих, клубных, благотворительных, производственных, не входящих в политическую систему

16 Характерные черты современного гражданского общества Плюрализм во всех его проявлениях Толерантность (терпимость) к отличиям и новизне, если они не противоречат законам

Тема 10 Правовое государство и гражданское общество План

Цели: подвести учащихся к пониманию значения существо­вания гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; продолжить формирование умений анализиро­вать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимо­сти создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданское общество, государство, государственный чи­новник, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление, референдум), домашнее задание.

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам 8-10

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Зачем соединять сипу и право?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– В чем сила государства?

– Приведите примеры справедливых и несправедливых законов.

– Кто из древнегреческих философов заложил основы учения о пра­вовом государстве?

– Где находится источник права?

– Почему право должно принадлежать человеку?

– Как соотносятся право и власть?

– Почему общество и государство должны подчиняться праву?

– Что такое демократия?

– Должна ли демократия опираться на законы?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему нужно разделять власть в государстве?

Читать еще:  Работник идет в отпуск не по графику

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Как родилась теория разделения властей?

– Какие ветви власти существуют в государстве?

– Какой вклад в развитие теории правового государства внесли Ари­стотель, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк и И. Кант?

– Как должны строиться отношения между различными ветвями власти?

– Что такое категорический императив?

– Каковы признаки правового государства?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каковы признаки правового государства?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Как вы понимаете римское изречение «Закон суров, но он закон»?

– Какие законы должны господствовать в правовом государстве?

– Как должны исполняться законы в правовом государстве?

– На какие ветви власти разделены государственные органы? На­зови их.

– Кто является Президентом России?

– Какая партия победила на выборах в Государственную Думу?

– Кто возглавляет Правительство Российской Федерации?

– Какую роль играет Правительство Российской Федерации в жизни страны?

– Назовите ветви судебной власти в России.

– Почему важно исключить монополизацию власти в стране?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

– Каким судом будут рассматриваться:

1. Конфликт между соседями из-за нарушения границ земель­ных участков?

2. Конфликт между предприятиями из-за нарушения границ земельных участков?

3. Принятие Государственной Думой закона, ограничивающего права молодежи на образование?

4. Нарушение правил дорожного движения водителем рейсо­вого автобуса?

5. Угроза террористического акта?

6. Указ Президента, вызвавший острую полемику в обществе?

7. Несогласие фирмы с методом начисления налогов на ее прибыль?

(Конституционным судом – 3, 6. Арбитражным судом – 2, 7.

Судом общей юрисдикции 1, 4, 5.)

– Какой, на ваш взгляд, смысл в нижеперечисленных афо­ризмах [*] ?

• «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окон­чательно превратиться в ад» (Н. Бердяев).

• «За закон народ должен биться, как за городскую стену» (Гераклит).

• «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

• «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. Монтескьё).

Фронтальный опрос класса

Что такое государство? ( Основная политическая органи­зация общества, осуществляющая охрану его экономи­ческой и социальной структуры на определенной терри­тории.)

– Какие формы государства наиболее распространены в мире? (Монархия и республика.)

– На какие ветви делится государственная власть в пра­вовом государстве? ( Законодательная, исполнительная, судебная.)

Каковы признаки (принципы) правового государства? (Вер­ховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и сво­бод. Четкое разделение государственной власти на законо­дательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть.)

Что такое категорический императив? (Независимость за­кона, равенство всех людей перед законом.)

– Кто из ученых-философов первым использовал понятие правового государства? (И. Кант.)

– Почему важным признаком правового государства является незыблемость прав и свобод человека? (Потому что главной целью правового государства является человек.)

Может ли правовое государство существовать без свободной прессы? (Нет, т. к. это проявление одного из главных прав человека на свободу мысли, голоса.)

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 8, № 9 и № 10, отзывы одноклассников

1. Что такое гражданское общество?

2. Местное самоуправление.

Задача для учащихся: Выяснить, почему становление граж­данского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?

1. Беседа по вопросам

– Что такое общество?

– Как связаны между собой государство и общество?

– Каковы сферы жизни общества?

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50).

Задание для учащихся: выяснить основные черты граждан­ского общества. (Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потреб­ности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу.

Сферы жизни общества

Сфера духовной культуры

Учебник 1 (с. 203-204) или учебник 2 (с. 46-50), текст Кон­ституции РФ.

Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и об­щества играет местное самоуправление?

Глава 8. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечи­вает самостоятельное решение населением вопросов местного зна­чения, владение, пользование и распоряжение муниципальной соб­ственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления оп­ределяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управля­ют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Читать еще:  За что можно посадить мошенничество

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необхо­димых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантиру­ется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами го­сударственной власти, запретом на ограничение прав местного само­управления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [29]

4. Беседа по прочитанному тексту

Как формируются органы местного самоуправления? ( Орга­ны местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)

Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? ( Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)

– Какие вопросы легче решить местным властям, а не феде­ральному правительству? (Например: ремонт дорог, осве­щение улиц, вывоз мусора и т. Э.)

– Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаи­вании своих прав и свобод?

– Выполните задание 2 на с. 205 учебника 1.

– Как связаны органы местного самоуправления и граждан­ское общество?

– Какие органы самоуправления существуют в вашем муни­ципальном образовании?

– Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?

– Может ли жизнь общества происходить без участия госу­дарства?

1. Прочитать § 32 учебника 1 (с. 200-204) или § 6 учебника 2 (с. 46-55).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Что такое гражданское общество?

– Какую роль в жизни общества играет местное самоуправ­ление?

3. Выполнить задание 3 на с. 205 учебника 1 или практикум на с. 55 учебника 2.

План-конспект урока “Гражданское общество и правовое государство”

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

МКОУ СОШ с.Верхазовка Яхина Л.Б.

урока обществознания в 11 классе

по теме «Правовое государство и гражданское общество»

Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.

Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;

Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);

Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;

Создание атмосферы диалога и сотрудничества.

Тип урока: урок-анализ, с применением IT -технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.

Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного

2. Мотивационное начало урока, определение цели.

3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.

4. Изучение нового материала: работа в группах

5. Защита мини-проектов

6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций

2. Постановка цели урока.

Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:

1. Определите, чем не является государство?

особой организацией публичной власти;

элементом гражданского общества;

управляющим центром политической системы.

2. Одно из направлений внешней политики:

3. Председатель Правительства РФ:

назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;

назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;

назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.

4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:

5. Задачей современной госслужбы является:

принятие важных внешнеполитических решений;

осуществление полномочий государственных органов;

обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

организация партийных съездов.

6.Основу политики составляют:

7. Для современного демократического государства не характерно:

выборность основных государственных органов;

приоритет прав государства;

политический и идеологический плюрализм.

8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

сословно- представительную монархию;

парламентскую ( конституционную) монархию.

9. К признакам любого государства относится:

отделение публичной власти от общества.

10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:

Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.

Ядром правового государства является человек,

его права и свободы .

Верховенство права и закона;

Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный механизм их защиты;

Четкое деление власти на три ветви;

Политический и экономический плюрализм;

Незыблемость прав и свобод человека

Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и гражданина.

Задачами мозгового штурма являются:

вовлечение в работу всех учащихся;

определение уровня знаний учащихся;

активизация творческого потенциала.

Правовое государство – это государство, во всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.

4. Для систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском обществе организуется работа трех проблемных групп.

Источники информации, раздаточный материал

Охарактеризовать, какой вклад внесли в развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Кант.

Текст §18 учебника, стр. 190-191; раздаточный дидактический материал;

Читать еще:  Образей договора на сдачу строительной техники в аренду

Таблица «Ученые о правовом государстве»

ЦОР (N 117653 ) (иллюстрация)

Раскрыть значение международных и государственных правовых документов в формировании правового государства

ЦОР ( N 117660) Схема «Международные документы о правах человека. Классификация прав человека»

ЦОР ( N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека

ЦОР (N 170315) Конституция РФ

Рассмотрев пути формирования правового государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества, определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество в РФ.

Приложение 2. Основные черты гражданского общества

Приложение 3. таблица: Пути формирования правового государства;

Приложение 4 схема «Государство и гражданское общество»

текст§18 учебника, стр. 196-198

5.Группы работают в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы, выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции ЦОР, слайдов, схем.

При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы официального сайта Общественной палаты.

6. Работа с ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N 117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией) Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.

Демонстрируется схема «Политическая культура личности» (ресурс N 117673). Вопрос: Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и уровнем сформированности гражданского общества?

7. В целях закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы – в зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.

Флоренс Найтингейл отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.

Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.

Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества?

В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.

Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?

На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был заключен под стражу.

В совершении хищения К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.

Вопрос: Что в этой публикации нарушает права К.?

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

Я критикую идеи, а не людей;

Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;

Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.

Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их, не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе дискуссий.

8. Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»

Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117675)»

9. Задание на дом. §18 , написать эссе на одну из выбранных тем:

« Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»

« Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое» С.Л. Франк

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

« Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

« Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона»

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке с трех позиций

по 10- бальной системе:

« Я» – мой труд на уроке

« Мы» – результативность деятельности группы

«Дело» – результат работы целого класса (Приложение 7)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector