Стаж государственной службы: как рассчитать, квалификационные требования

Требования к кандидатам

На государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39
«О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга » установлены квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга :

высшей группы должностей гражданской службы — не менее шести лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или
не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

главной группы должностей гражданской службы — не менее четырех лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

ведущей группы должностей гражданской службы — не менее двух лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или
не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

старшей и младшей групп должностей гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущей группы должностей гражданской службы — не менее одного года стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего Санкт-Петербурга (далее – гражданский служащий).

Порядок поступления на госслужбу

Организация поступления граждан на гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», а также иными нормативными правовыми актами.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, которая оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

Законодательством определены случаи, когда конкурс не проводится:

1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2. при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3. при заключении срочного служебного контракта;

4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс также может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей
по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Ограничения при поступлении на госслужбу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований
о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Новые требования к стажу для замещения должностей государственной гражданской службы

Президентом Российской Федерации определены новые квалификационные требования к стажу, необходимому для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Это сделано путем издания Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Принципиально сама продолжительность стажа осталась без изменений. В соответствии с п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 теперь требуется для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

По сравнению с действовавшим ранее Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 № 1131 изменения здесь носят только редакционный характер.

Во-первых, было исключено указание на стаж государственной службы иных видов. Однако принципиального значения это не имеет, поскольку в соответствии с п. 3 того же Указа от 16.01.2017 № 16 при исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами. Соответственно, при определении стажа государственной гражданской службы, необходимого для замещения конкретной должности гражданской службы, в него, по-прежнему, должны включаться периоды замещения должностей государственной службы иных видов.

Во-вторых, в п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 появилось указание на учет стажа работы не только по специальности, но и по направлению подготовки. Это связано с действующими нормами законодательства об образовании, согласно которым профессиональное образование может быть получено как по определенным специальностям (среднее профессиональное образование; специалитет), так и по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура).

Новый указа также, как и действовавший ранее устанавливает сокращенную продолжительность стажа, требуемого для замещения ведущих должностей государственной гражданской службы – 1 год для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома.

Новеллой Указа от 16.01.2017 № 16 является определение правил исчисления стажа работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от полученного образования. Появление ее обусловлено изменениями, внесенными в 2016 году в ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым для замещения должностей государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя может вводиться дополнительное квалификационное требование – к специальности, направлению подготовки (ч. 1 ст. 12). Если такое требование для должности гражданской службы введено – оно подлежит включению в должностной регламент (ч. 7 ст. 12).

Соответственно, при исчислении стажа по специальности, направлению подготовки кадровым службам государственных органов теперь надлежит учитывать установлено ли для конкретной должности гражданской службы квалификационное требование к специальности, направлению подготовки или нет.

В первом случае при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж должны включаться периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки. Во втором — включаются все периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы (другими словами: документа о наличии высшего либо среднего образования без учета его направленности).

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа от 16.01.2017 № 16.

Периоды включаемые в стаж государственной службы

Нормативная база

Существует ряд законов и указов, которые необходимо знать и применять, рассчитывая стаж госслужбы. К основным документам относятся:

  • №58-ФЗ «О системе государственной службы» от 2003 года;
  • №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» от 2004 года;
  • №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 2001 года;
  • Указы, изданные Президентом:
  • «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ» от 19.11.2007 №1532;
  • «О перечне должностей, периоды службы на которых включаются в стаж государственной гражданской службы» от 20.09.2010 №1141.

Как считать государственной стаж?

(с изменениями на 16 января 2017 года)

УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 20 сентября 2010 года N 1141

1. Государственные должности Российской Федерации.

2. Государственные должности субъектов Российской Федерации.

3. Должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 “О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы”.

4. Должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренные реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Государственные должности федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 “О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих”.

6. Государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

7. Государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации.

8. Должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”.

8_1 . Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации” (пункт дополнительно включен с 15 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38).

9. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

10. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации”.

12. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.

13. Должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы).

а) в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;

б) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;

в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

г) в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров – Правительстве Российской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве Российской Федерации (Совете Министров – Правительстве Российской Федерации) и при федеральных органах исполнительной власти;

д) в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры Российской Федерации);

е) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее аппарате;

ж) в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате;

з) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);

и) в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, – в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

к) в органах местного самоуправления.

14_1. Должности руководителей, специалистов, а также выборные должности, замещаемые на постоянной (штатной) основе, в государственных органах и органах местного самоуправления, образованных в соответствии с Конституцией Украинской ССР и (или) Конституцией Республики Крым, занимаемые в период с 1 января 1992 г.

а) должности депутатов, которые замещались на постоянной (штатной) основе;

б) должности, по которым присваивались ранги государственных служащих;

в) должности судей;

г) должности, по которым присваивались дипломатические ранги;

д) должности, по которым присваивались классные чины работников прокуратуры;

е) должности, по которым присваивались воинские и специальные звания;

ж) должности в органах местного самоуправления, по которым присваивались ранги.(Пункт 14_2 дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 15)

14_3. Должности, предусмотренные пунктом 14_2 настоящего перечня, занимаемые гражданами Российской Федерации, указанными в пункте 14_1 настоящего перечня, в период с 18 марта по 31 декабря 2014 г. в государственных органах и органах местного самоуправления, располагавшихся на территориях Республики Крым и (или) г.Севастополя.(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 15)

15. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами – участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.

15_1. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, в которые они были направлены для временной работы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 205-ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации” (пункт дополнительно включен с 27 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2011 года N 655).

16. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector