Пересечение сплошной линии разметки после обгона

Завершение обгона через сплошную линию разметки! Как избежать лишения прав!

Консультация юриста в Москве 8(495)997-16-34
Консультация юриста в Курске – 8(4712)746-806
Регионы – 8-800-201-16-39

Приветствую всех посетителей форума!
С вами автоюрист Демин Юрий!
И в этой статье я хочу раскрыть такую важную тему как завершение обгона через сплошную линию разметки и как избежать лишения прав!
Многим автолюбителям знакома ситуация когда начав обгон через прерывистую линию разметки вдруг неожиданно оказывается на сплошной линии разметки завершая обгон! И тут как назло уже поджидают сотрудники ГИБДД “в засаде”. К сожалению данная ситуация квалифицируется сотрудниками ГИБДД по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. И почти во всех случаях решается судами не в пользу водителя, как правило водителя лишают прав от 4х до 6 месяцев, штраф применяется крайне редко, и во всех регионах своя практика. Считаю что в данном случае нарушается принцип равенства и справедливости привлечения граждан к административной ответственности одно и тоже наказание предусмотрено как для водителей совершивших выезд умышленно на полосу встречного движения так и для водителей сделавших это вынужденно завершая обгон через сплошную линию.
Сплошная линия разметки имеет номер 1.1, двойная сплошная 1.3. Данные линии наносятся на опасных участках дороги для предупреждения аварий. Именно поэтому правонарушение связанное с выездом на встречную полосу в нарушении Правил дорожного движения “влечет общественную опасность” и карается лишением прав. Но здесь стоит заметить еще один важный момент что понятие пересечение сплошной линии дорожной разметки не приводится ни в одном нормативно – правовом акте.
Данная ситуация является достаточно спорной.
Пункт 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 2) приводит разъяснение когда можно и когда нельзя выезжать на полосу встречного движения:

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 “Обгон запрещен”, 3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”, 5.11 “Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств” (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 “Направление движения по полосам”, когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 “Круговое движение”.
Как видно из данного разъяснения уже сам факт пересечения сплошной линии разметки, несмотря на то что водитель выехал на полосу встречного движения не нарушив ПДД РФ подразумевает выезд на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения и квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Позиция Конституционного суда РФ по этому вопросу достаточно интересная. В своих определениях от 7 декабря 2010 года №1570-О-О и от 18 января 2011 года №6-О-О. В данных определениях Конституционный суд указывает, что наличие признаков объективной стороны состава данного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на полосу встречного движения ТС распологалось на ней в нарушении ПДД РФ. По мнению Конституционного суда противоправный выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, так как создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств, сопряженного с риском наступления тяжких последствий. Из данной позиции напрашивается вывод, что если начал обгон по Правилам нет опасности, завершил через сплошную есть опасность. Достаточно интересно получается. В пункте 11.2 ПДД РФ установлены случаи когда обгон прямо запрещен – один из них – по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. Следуя этому пункту Правил водитель должен при завершении маневра обгон вернуться на свою полосу не создавая помех обгоняемому ТС. Экстренное торможение и резкое возвращение на ранее занимаемую полосу в данной ситуации как раз и могут стать причиной ДТП. Что же делать если водитель начал обгон через прерывистую линию разметки 1.6 но при завершении обгона прерывистая резко перешла в сплошную. Увы в диспозиции ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ про данный случай ничего не сказано. Водитель остается перед выбором завершить обгон и создать аварийную ситуацию либо быть привлеченным по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (лишение ВУ либо штраф 5 000).

Однако ВС РФ в своем Постановлении Президиума от 29.12.2012г. №212-АД12-1 [6], Верховный суд по данному вопросу дал разъяснение: совершая обгон с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с требованиями разметки проезжей части дороги, водитель. не совершает административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, а именно: выезд в нарушение имевшейся в данном месте проезжей части дороги разметки на полосу, предназначенную для встречного движения. Если при завершении обгона, возвращаясь на полосу своего движения, водитель пересек линию дорожной разметки1.1, чем допустил нарушение п.1.3 Правил, то при таких обстоятельствах в действиях водителя содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.16 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги. Данной позиции придерживаюсь и я.

Но вот почему то суда в своих постановлениях совсем забыли про данный факт и в основном лишь можно увидеть “копирование” Определения Конституционного суда РФ.

Так вот теперь разберем ситуацию если все – таки на водителя составлен протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

На что же нужно делать упор что бы избежать наказания в данной ситуации:

1) Это ГОСТ, если что то не по ГОСТу то соответственно не может быть применено! Если разметка нанесена не по ГОСТу, а это довольно частая ситуация на наших дорогах. Согласно ГОСТу 52289 перед началом сплошной линии разметки на дороге должна быть нанесена разметка 1.6 (это прерывистая с длинными штрихами, штрихи в три раза длиннее промежутков между ними). Именно эта разметка предупреждает водителя о приближении сплошной и о том, что пора перестраиваться в свою полосу. Здесь действует принцип что водитель не мог знать о том, что скоро начнется сплошная линия разметки. Какие здесь могут быть доказательства – это фотографии разметки вместе с ориентирами, например вашей машиной и авто ГИБДД, дорожные знаки, билборды, то есть то, что позволит однозначно идентифицировать местность, так же в суде можно заявить ходатайство о запросе в дорожные службы о наличии дорожных знаков и разметки на указанную дату и на указанном участке дороги. В объяснениях в протоколе следует писать “С нарушением не согласен, отсутствует разметка 1.6, к протоколу прикладываю фотографии, нуждаюсь в помощи защитника”.

2) Второй случай это действия водителя в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). Если выезд на встречную полосу связан с тем, что бы избежать ДТП. Но в суде придется доказывать что вы именно действовали в состоянии крайней необходимости. Доказательством здесь может служить запись с видеорегистратора в автомобиле. В противном случае на слова вам суд не поверит.

Обращаю внимание что в данном случае составляется обязательно схема совершения административного правонарушения, которая так же является доказательством в суде. На это тоже всегда стоит обратить внимание и при несогласии со схемой писать замечания и лучше не подписывать ее. Часто бывает сотрудники ГИБДД используют уже готовые “схемы проишествия.”

Всем удачи на дорогах.
И помните что лучше всегда вовремя обратиться к компетентным специалистам для решения проблем!
С вами был Автоюрист Демин Юрий!

Можно ли пересекать сплошную при завершении обгона?

Случаи, когда обгон начат в безопасной ситуации без нарушения ПДД, но закончить его Вы были вынуждены, пересекая сплошную линию разметки со встречной на свою полосу, достаточно распространённая. Казалось бы, очевидно отсутствие в этом нарушения Правил, ведь статья 12.15 КоАП, по которой привлекаются водители к лишению прав или крупному штрафу, говорит о запрещённом выезде на встречку. Значит ли это, что завершать обгон и пересекать при этом сплошную линию разметки можно?

Сплошная и обгон по ПДД

Для начала давайте узнаем врага в лицо – определимся, с чем мы имеем дело и что об этом говорят ПДД!

  • Сплошная линия разметки может быть одинарная (под номером 1.1) или двойная (1.3). Одинарная применяется в целом ряде случаев, в том числе для разделения встречных потоков; двойная – только для разделения “встречек”, но чаще всего на дорогах с 4 и более полосами в обоих направлениях.
  • Обгон – это манёвр, по сути состоящий из 2 перестроений и движения по встречной полосе. Без выезда на встречку обгона не бывает – это уже опережение.

Завершение обгона через сплошную при начале на прерывистой

Ситуация, на самом деле типичная:

  1. Вы едете за транспортным средством, скорость которого ниже Вашей, а встречку от Вас отделяет прерывистая линия,
  2. выглядываете вперёд и видите, что знака, запрещающего обгон, нет, сплошной также не видно, а встречная полоса свободна на достаточном расстоянии,
  3. начинаете обгон, как вдруг прерывистая переходит в сплошную, и Вы вынуждены вернуться в свою полосу уже через неё.

Казалось бы, ничего криминального здесь нет – ведь выезд на встречку осуществлён через прерывистую. Но и сплошная не начинается просто так внезапно – её по ГОСТу должна предварять разметка 1.6 длиной не менее 50 метров – с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними, как на схеме ниже:

Можно ли так завершать обгон – что говорит судебная практика?

Итак, начнём мы с самого главного – завершать обгон через сплошную линию разметку по состоянию на 2019 год запрещено даже при возвращении в свою полосу и если манёвр был начат на прерывистой.

На практике с давних времён водителей привлекали по части 3.1 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишения прав на 4-6 месяцев за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Но что насчёт того, что выезд то фактически был через прерывистую?! И здесь “на старуху оказалась проруха” – сам Верховный суд вынес решение, в котором главным доводом послужило то, что любое расположение транспортного средства слева от сплошной или двойной сплошной разметки образует состав по указанной выше статье.

Но даже это решение уже устарело не актуально на 2019 год, потому что с июня 2017 года введён важный пункт в ПДД, аналогично запрещающий любое нахождение слева от сплошной:

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Таким образом, Правила 2019 года чётко отвечают на наш вопрос – завершать обгон через сплошную, равно как и любое нахождение на встречке слева от сплошной запрещается и карается наказанием вплоть до лишения прав.

Если выехали на обгон через прерывистую и вернулись тоже через прерывистую

По существу вышеописанного Правилами дорожного движения запрещено именно движение по встречке если она отделена 1.1 или 1.3. Это значит, что суть пункта 9.1(1) в принципе предусматривает обязанность не пересекать эти линии разметки, а находиться на встречке при их присутствии.

Это значит, что даже если Вы выехали на обгон через прерывистую линию и вернулись тоже через неё, полностью проехав сплошную, то нарушение в этом случае всё равно есть.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Как быть?

Что же делать, если Вы уже начали обгонять, но попали в эту рискованную ситуацию?

  • Во-первых, сплошная не начинается просто так. Её рисуют дорожные службы в опасных местах, перед пешеходными переходами, перекрёстками с достаточно интенсивным движением и других опасных участках дороги. Наконец, часто сплошная сопровождается знаком 3.20 “Обгон запрещён”. В свою очередь, пункт 11.1 обязывает водителя в свободной полосе для обгона – это значит, что такие опасные участки (поворот дороги, к примеру, или преломление рельефа), знак пешеходного перехода, перекрёстка, запрета обгона Вы также были в состоянии увидеть издалека. Поэтому самым логичным решением здесь выступает просто не начинать обгон, если есть какие-то сомнения.
  • Во-вторых, если всё же Вы всё же уже на встречной полосе, то разметка 1.1 или 1.3 просто так не начнутся. Как мы уже указали выше, между прерывистой и сплошной будет разметка 1.6 с длинными штрихами. Пункт 6.2.8 ГОСТа №52289-2004 устанавливает, что её длина должна быть не менее 50 метров до сплошной. Это значит, что у Вас есть целых 50 метров для того, чтобы притормозить и вернуться в свою полосу, тем самым, избежав состава по статье 12.15 и нарваться на штраф или лишение.

Если же разметки 1.6 нет, то налицо нарушение ГОСТа. Это не отменяет Вашей вины автоматически. Но если Вы докажете суду, что именно из-за этого не были в состоянии обнаружить сплошную, не было никаких знаков, описанных выше, то состава правонарушения в этом случае и не будет, поэтому наказание водителя в таких случаях незаконно.

Ну и главное – обзаведитесь видеорегистратором, если ещё не сделали этого – зачастую инспекторы, остановившие Вас на дороге, будут клонить в свою сторону обстоятельства, даже если у Вас есть свидетели, и нарушения Вы и правда не допускали.

Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона

Пожалуй, каждый водитель автомобиля попадал в ситуацию, когда перед ним движется тихоходное средство или неторопливый автолюбитель. Кого-то и устраивает подобная езда, но большинство ищут возможность совершить обгон. Так вот, вы пошли на обгон, но не успели завершить маневр, началась сплошная линия. Что следует предпринять в подобной ситуации? И какая грозит ответственность за это нарушение? Обо всем этом далее.

Организация дорожного движения

Первоначально стоит определить, что входит в понятие обгона. Обгон – это опережение либо 1-го, либо сразу нескольких автотранспортов, при этом нужно выехать на встречную полосу, а в дальнейшем вернуться на полосу своего движения.

Теперь о разметке.

Сей тип разметки служит для разделения транспортных потоков противоположных направлений, которые имеют 2–3 полосы. А также служит обозначением границ полос движения в одном направлении. Проезжать данную линию разрешено хоть с одной стороны, хоть с другой.

Этот тип знака та самая прерывистая. Именно она символизирует о близости сплошной.

Знак «Обгон запрещен» перед началом сплошной линии не всегда удается заметить. Например, перед вами едет большая фура. Поэтому следует обращать внимание на разметку дороги.

Совершение обгона

Рассматривая определение обгона можно выделить 3 этапа:

  1. Начало обгона (выезд со своей полосы на встречку).
  2. Факт обгона (опережение автомобиля по встречке).
  3. Завершение маневра (возвращение на полосу своего движения).

Пример такого маневра можно посмотреть на картинке:

Если посмотреть в «Правила дорожного движения», то впору удостовериться, что, по сути, обгон в этом месте не запрещается (п.11.1).

Ведь чтобы предпринять маневр, следует удостовериться в отсутствии встречного движения на полосе на том расстоянии, которое потребуется для обгона. А также проследить, чтобы ваш автотранспорт не стал помехой для других участников движения и не создает опасности. Эти требования соблюдены.

Смотрим далее. Согласно правилам (п.11.2), водитель не должен производить обгон если:

  • впередиидущий автотранспорт уже совершает обгон или объезд;
  • впередиидущий автотранспорт сигнализирует о повороте налево;
  • идущий следом автотранспорт начал маневр обгона;
  • возвращение на полосу своего движения, по завершении обгона, создаст помехи обгоняемому автотранспорту.

И эти правила соблюдены.

Движемся дальше. В каких еще обстоятельствах запрещается обгонять (п.11.4):

  • на пешеходном переходе, если там есть пешеходы;
  • на ж/д переездах и ближе чем за сто метров перед ними;
  • на перекрестках (регулируемых), а также на не регулируемых, если вы движетесь по второстепенной;
  • при движении по мосту, туннелю, путепроводу или эстакаде;
  • на участке где плохая видимость (конец подъема).

Видим, что и этих нарушений нет.

Но в положении на картинке видно следующее, что для окончания обгона шофер должен пересечь сплошную линию разметки. Не может же он двигаться по встречке до начала прерывистой.

Вот и получается, что теоретически обгон разрешен, а на деле при завершении маневра были нарушены ПДД. Это говорит о недоработках в правилах. Ведь никто не начинает обгонять впереди следующее транспортное средство если есть сплошная. Ведь за это следует лишение водительских прав.

Действия

[box type=»download»] Лучше перестраховаться и не делать, чем делать обгон необдуманно. Помните это![/box]

Ведь правилами строго запрещается выполнять маневры если какие-то обстоятельства мешают задуманному. Будьте уверены в безопасности, и только потом приступайте к действиям.

Завершение обгона через сплошную линию разметки

Если произошла такая ситуация, что обгон завершен через сплошную, то чаще всего это является правонарушением. Хотя каждое дело подлежит индивидуальному рассмотрению. Но к сожалению, часто бывают случаи, когда полиция, не разбираясь, просто выписывает протокол на лишение прав.

К примеру, ситуация такая:

Вы начали обгон, но при его завершении увидели помеху (сломанную машину, ДТП), из-за которого пришлось заканчивать маневр через сплошную. Здесь действует ч.3 ст.12.15 КоАП РФ. Которая повлечет штрафное взыскание 1500 рублей.

Или такая:

Вы начали обгон, но при завершении его проехали через сплошную. Данное действие является строгим нарушением. Предусмотрено лишение прав (на срок 4–6 месяцев) или штрафное взыскание 5000 рублей. При повторном случае лишение прав на 1 год, а если случай зафиксировала камера или фотоаппаратура, то штраф 5000 рублей.

Завершение обгона через сплошную: нюансы, действия и что необходимо учитывать?

Большим нюансом в дорожном споре может стать разметка. Поэтому пристальное внимание на нее. Если дорожные службы нанесли ее не добросовестно, а точнее, неверно, то — это шанс выиграть спор с сотрудником ДПС.

В правилах указано, что перед сплошной всегда должен присутствовать знак и прерывистая линия, у которой длина штриха вдвое больше расстояния между штрихами. Если чего-то не хватает, то — это нарушение ГОСТа. И состава преступления нет. Но если разметка присутствует и вы нарушили, тут инспектор вправе применить к вам меру наказания.

Отсюда следует, что нанесение сплошной линии сразу после прерывистой, неправильно. Ведь это не дает водителю шанса вовремя отреагировать на ситуацию. И в случае спора отстаивать свое положение.

Если инспектор все же остановил: действия

Попытайтесь объяснить сотруднику ДПС, что правила обгона вы не нарушали, ведь нарушено было только правило расположения автотранспорта. Манёвр уже был начат. А за неверное расположение штраф 1500 рублей.

Если инспектор не соглашается, то вы указываете в протоколе свою позицию. Пусть он подробно составит схему нарушения. А вы, в свою очередь, обжалуете ее в суде или прокуратуре. Не стесняйтесь сообщить об этом сотруднику.

Затем неплохо бы сделать снимки где прерывистая линия переходит в сплошную. И внимательно прочитать протокол. Указав в нем, что из-за неправильно нанесенной разметки вы своевременно не были проинформированы, что приближается сплошная.

Запишите и требование адвокатской консультации. Если у вас есть запись на видеорегистратор, следует указать и на наличие ее. И помните, у водителей есть всего десять суток на обжалование протокола, не тяните и обращайтесь в суд.

Что еще стоит учесть?

Длинная прерывистая должна занимать не менее ста метров, за пределами города и пятьдесят метров в городской черте. Поэтому у вас будет всего 2-3 секунды, чтобы завершить маневр обгона до сплошной.

Если же пересечения сплошной не удалось избежать, то можно сослаться на крайнюю необходимость. Например, чтобы избежать аварии. Вы были вынуждены выехать на встречную полосу, а вернулись назад уже через пересечение сплошной. Но это нужно доказать. Поэтому если история выдуманная и не подтверждённая не стоит использовать ее в суде.

Как фиксируется данное нарушение?

Данное нарушение может быть зафиксировано несколькими вариантами, а именно:

В этом случае вину предстоит доказать в зале суда. Чтобы не лишиться прав предстоит привести серьезные аргументы и отстоять свою позицию невиновности.

  • Фото и видеоаппаратурой.

В этом случае нарушение записано на видео или фотоаппаратуру, которая имеется у сотрудников Госавтоинспекции и фиксирует все в автоматическом режиме.

  • Фото или видеофиксация специальными комплексами

В этом случае отвертеться не получится. Вина доказана. В течение 5 дней вам придет извещение, в котором будет сообщено место нарушения, номер, марка и модель автомобиля, время и сам момент. Но при всей неприятности момента, прав не лишат. Просто потребуется оплатить штраф, равный пяти тысячам рублей.

Итоги

В конце хотелось бы сказать то, что если вынужденной необходимости пересечения сплошной нет, то делать этого не стоит. Завершайте обгон заранее до начала сплошной линии. Соблюдайте правила дорожного движения, ведь это обезопасит вас от многих проблем.

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector