Отличие договора фрахтования от договора аренды

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

В законе не поименован такой вид договора, как оказание транспортных услуг. Так называют на практике разные договоры, в том числе перевозки, транспортной экспедиции, аренды ТС с экипажем, фрахтования, организации перевозок, возмездного оказания услуг. Эти договоры отличаются прежде всего предметом. Если по договору лицо доставляет груз, то это перевозка независимо от терминов, использованных в тексте договора. У иных транспортных договоров другой предмет, например, у договора транспортной экспедиции — услуги, связанные с перевозкой. Однако учтите, что часто договоры бывают смешанными и суды могут квалифицировать их по-разному. От квалификации будет зависеть регулирование ваших отношений.

Отличия договора перевозки от договора транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязан совершить не саму перевозку груза, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение. Так, экспедитору поручают организовать перевозку груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

Отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель:

  • для перевозки — это транспортировка груза из точки А в точку Б;
  • для аренды транспортного средства с экипажем — получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.

Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:

  • перевозчик, к примеру, по договору перевозки груза обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
  • при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.

К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.

Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель: предоставление вместимости транспортного средства. Его предмет уточняется в транспортном законодательстве, например в нормах о фрахтовании морского судна без экипажа указано, что судно передается в пользование и во владение на определенный срок для перевозок и иных целей (ст. 211 КТМ РФ).

Обратите внимание, что стороны могут заключить договор перевозки, содержащий элементы фрахтования. Тогда фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Отличия договора перевозки от договора об организации перевозок

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:

  • цель договора об организации перевозки — налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
  • цель договора перевозки — перевозка конкретного груза (партии груза).

Отличия договора перевозки от договоров об оказании иных услуг в сфере транспорта

Как правило, перевозка сопровождается большим количеством разного рода услуг, целью которых является не доставка конкретного груза, а обеспечение в целом процесса перевозки. Их предмет не совпадает ни с перевозкой, ни с транспортной экспедицией, ни с другими транспортными договорами, поименованными в Гражданском кодексе РФ. К таким услугам в том числе относятся:

  • на железнодорожном транспорте — управление движением поездов (пп. «в» п. 4 разд. II Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
  • на морском транспорте — услуги буксировки (ст. 225 КТМ РФ);
  • в сфере воздушного транспорта — обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (ст. 50 ВК РФ).

Стороны могут заключить договор об оказании услуг, который не назван в транспортных нормах, но по содержанию является возмездным оказанием услуг. К таким договорам применяются нормы гл. 39 ГК РФ, которые перевозку не регулируют (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).

Договор фрахтования: понятие, характеристика. Отличия от договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договора аренды транспортных средств

1. Договор фрахтования (статья 785 ГК РФ): понятие и характеристика. Отличия от договора перевозки груза.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования (чартер) – особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа. Одна из особенностей фрахтования – возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.

Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя. Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров. Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК). Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Стороны договора фрахтования – перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза. Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица – грузополучателя.

При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ). Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте. Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность – наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор. Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т.д.

Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. Поскольку договор фрахтования – разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования – консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Отличия договора фрахтования от договора перевозки груза.

По договору перевозки груза (статья 785 ГК РФ) перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона – фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Главное отличие в том, что договор перевозки груза обязует перевозчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а в определении договора фрахтования акцент сделан на обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю определенное имущество – всю или часть вместимости транспортного средства. Чисто внешне этот момент сближает фрахтование с арендой (имущественным наймом), при котором имущество предоставляется арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК), однако использованная в определении договора формулировка не должна вводить в заблуждение. Само предоставление вместимости транспортного средства нельзя отрывать от цели такого предоставления – перевозка грузов, пассажиров и багажа. Именно отношения по перевозке превалируют над всеми иными. Поэтому законодатель, исходя из основной цели, которая определяет юридическую природу договора, относит договор фрахтования к группе договоров перевозки. Поскольку перевозка груза, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК), ясно, что договор фрахтования квалифицирован в ГК как договор перевозки.

Также отличительной чертой данных договоров является то, что в договоре перевозки грузов участвуют три стороны – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, а в договоре фрахтования задействованы только две стороны: фрахтовщик и фрахтователь.

Отличие договора фрахтования от договора аренды транспортных средств

Соотношение договора аренды транспортных средств с иными договорами аренды

В юридической литературе возник вопрос о соотношение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора фрахтования См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 507 (автор главы — В.В. Витрянский).. Определение последнего закреплено в абз. 1 ст. 787 ГК РФ. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В обоих случаях законодатель использует одинаковые термины.

В соответствии с ГК РФ синонимом понятия «аренда транспортных средств с экипажем» является понятие «фрахтование на время». Наименования «тайм-чартер», «димайз-чартер», «бербоут-чартер» и другие не используются. Синонимом «фрахтования» выступает «чартер». Последний обозначает один из видов перевозки либо иной гражданско-правовой институт, отличный от перевозки и аренды, при этом содержащий в себе признаки как аренды, так и перевозки.

Данные договоры помимо ГК РФ также регулируются еще транспортными уставами и кодексами. Данные правовые акты нередко смешивают обязательства из договоров аренды транспортных средств и фрахтования, а также выходят за рамки правового регулирования, обозначенные в ГК РФ. КТМ РФ разграничивает чартер как договор морской перевозки с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных помещений (п. 2 ст. КТМ РФ) и договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) с экипажем или без экипажа (ст. 198, 211 КТМ РФ). Однако в ст. 104 ВК РФ говорится о договоре фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Согласно данному договору одна стороны (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Таким образом, ВК РФ смешивает два вида договоров.

Однако между договором аренды транспортных средств и договором фрахтования существуют различия.

1. Это самостоятельные гражданско-правовые договоры с различными предметами сделок. Предметом договора аренды транспортного средства является предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора. В свою очередь предметом договора фрахтования является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения.

2. В отличие от договора фрахтования на время по договору чартера транспортное средство не предоставляется, а предоставляется вместимость либо ее часть транспортного средства См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 508 (автор главы — В.В. Витрянский)..

3. При договоре фрахтования передачи вместимости в пользование фрахтователя не происходит. В данном случае фрахтователю место на борту судна предоставляется на один или несколько рейсов только для перевозки грузов, пассажиров или багажа См.: Там же. С. 508. .

4. Фрахтовщик по договору фрахтования в отличие от договора аренды транспортных средств не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Данные действия составляют обязанность перевозчика.

Договор фрахтования на время необходимо отличать от простого договора аренды и от договора проката. Такие транспортные средства, как воздушные суда, суда, используемые во внутренних водах, морские суда и т.д., относятся к предмету договора аренды только при условии, что их использование может иметь место лишь при квалифицированном руководстве и эксплуатации силами специально подготовленного экипажа, имеющего соответствующие допуски к работе на данных объектах. Исходя из этого, утверждение о том, что такое управление и техническое обслуживание может осуществляться самим арендатором (напр., при аренде автомобиля) является спорным. В последнем случае транспортные средства будут либо предметом обычной аренды либо договора проката, если арендодателем выступает специализированная прокатная организация (напр., при аренде автомобиля) См.: Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 3. С. 469 — 470 (автор главы — В.С. Ем)..

Аренда трубопроводного транспорта, предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой сооружений, так как трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве См.: Там же. С. 470..

Если обратиться к токовому словарю, то транспорт — это «отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств; движущиеся перевозочные средства специального назначения» Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений. М., 2007. С. 790. . Поэтому, вообще сомнительно отнесение к транспорту трубопроводного транспорта. Данное «транспортное средство» стоит на месте, а передвигается только то, что находится в нем. Поэтому в данном случае речь идет именно об аренде сооружений, а не транспортных средств.

При сопоставлении норм ст. 640 и ст. 648 ГК РФ, закрепляющих ответственность за вред, причиненный транспортным средством, взятым в аренду, можно заметить, что принципы, заложенные в эти нормы совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, предусмотренными ст. 1079 ГК РФ. Таким образом, аренда конной повозки должна относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортных средств. Нельзя признать предметом договора фрахтования на время и велосипед См.: Там же. С. 470..

Абзац 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ закрепляет, что члены экипажа подчиняются распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Это отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки.

Что касается аренды автомобилей, то широкого распространения она не получила. До недавнего времени была распространена передача владения и пользования транспортным средством «по доверенности». По мнению А.А. Иванова «такая форма искажает суть складывающихся отношений», так как «лицо, управляющее транспортным средством делает это не от имени и в интересах своего доверителя, а самостоятельно (в своих собственных интереса и от своего имени)» Гражданское право: учебник: в 3 т. / Отв.ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. С. 206 (автор главы — А.А. Иванов).. Исходя из содержания п. 1 ст. 182 ГК РФ лицо на основании доверенности непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Законодатель внес изменения в Правила дорожного движения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому из п. 2.1.1. Правил дорожного движения был исключен абз. 4, предусматривающий, что водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца. Данный документ называется доверенностью на право управления транспортным средством.

Поэтому соглашаясь с А.А. Ивановым, предпочтительнее в данном случае заключать договор аренды или договор безвозмездного пользования.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector