Закон о банкротстве страховых организаций

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Особенности банкротства страховых организаций

Какова роль в деле о банкротстве страховых компаний Банка России?

Это назначение, контроль и прекращение деятельности временной администрации, участие в деле о банкротстве, в том числе с правом подачи заявления о банкротстве, единоличное право выбора кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве финансовой организации.

Законодательно это подкреплено п. 5 ст. 183.19 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, Приказом Минэкономразвития России от 13.06.2012 N 332 “О порядке выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий в деле о банкротстве финансовой организации”, Приказом Минэкономразвития России от 23.06.2011 N 284 “О порядке выбора контрольным органом кандидатуры руководителя временной администрации финансовой организации и ее членов, утверждения контрольным органом состава временной администрации финансовой организации, порядке и основаниях изменения состава временной администрации финансовой организации”.

Какие обязанности выполняет временная администрация в этих процессах?

Это меры по предупреждению банкротства, ведение внесудебной процедуры, назначение, контроль и прекращение контрольным органом данной процедуры. (Срок – от 3 до 6 месяцев, но не более 9, если возбуждено дело о банкротстве – то до даты утверждения конкурсного управляющего).

С ограничением полномочий исполнительных органов (аналог наблюдения) и с приостановлением полномочий исполнительных органов (в качестве исполнительного органа действует руководитель временной администрации). Также меры по восстановлению платежеспособности и анализ финансового состояния.

Каково при этом соотношение процедур банкротства и временной администрации?

Временная администрация назначается контрольным органом. Размер вознаграждения утвержден законодательно за счет средств должника. Он не должен отвечать требованиям, предъявляемым к руководителю страховой организации. Руководитель временной администрации при приостановлении деятельности исполнительных органов является руководителем компании. Последний обязан передавать документы, бухгалтерскую и иную документацию временному управляющему и участвовать в деле о банкротстве со стороны должника. Он имеет право подавать заявление о банкротстве по согласованию с Банком России. Не может быть назначен арбитражным управляющим в деле о банкротстве.

На основании заявления кредитора

Процедура банкротства вводится судом на основании заявления кредитора или иного уполномоченного лица, назначается арбитражный управляющий.

Размер вознаграждения описан законодательно за счет средств должника или заявителя, он не должен отвечать требованиям, предъявляемым к руководителю страховой организации.

Первое собрание кредиторов принимает решение о выборе кандидатуры конкурсного управляющего независимо от решения Банка России.

Реестр требований кредиторов страховой компании

К первой очереди относятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям. Требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Ко второй очереди относятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

К третьей очереди – расчеты с другими кредиторами, в том числе:

в первую очередь – требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;

во вторую очередь – требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;

в третью очередь – требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;

в четвертую очередь – требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;

в пятую очередь – требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

Установление требований страхователя

1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства страхователи в одностороннем порядке вправе отказаться от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом. При этом он имеет право на возврат части уплаченной страховой премии.

2. При получении страхователем или иным лицом, в пользу которого заключен договор страхования (застрахованным лицом или выгодоприобретателем), компенсационной выплаты по договору страхования, по которому в соответствии с федеральным законом предусматривается право на ее получение за счет средств профессиональных объединений, данные лица имеют право требования к должнику в размере, превышающем размер полученной компенсационной выплаты.

3. При получении страхователем, застрахованным лицом или выгодоприобретателем компенсационной выплаты по требованию (части требования), включенному в реестр требований кредиторов, размер такого требования уменьшается конкурсным управляющим на сумму компенсационной выплаты по заявлению лица, получившего компенсационную выплату, или лица, осуществившего компенсационную выплату.

4. Требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования включаются в реестр требований независимо от даты возникновения обязательства.

Требования профессионального объединения

Профессиональные объединения субъектов страхового дела (46 организаций по данным сайта Банка России) объединяются по следующим признакам: специализированные союзы страховщиков, созданные в соответствии с требованиями законодательства для регулирования деятельности страховщиков, осуществляющих обязательные виды страхования (РСА, АСТЭК, РАМСО); общероссийские профессиональные объединения; региональные профессиональные объединения.

Требования профессионального объединения, возникшие в результате произведенных компенсационных выплат, подлежат включению в третью очередь реестра требований независимо от времени их возникновения.

Арбитражные управляющие могут ознакомиться с практикой по этому вопросу: дело о банкротстве ЗАО “СК “Русские страховые традиции” N А40-13678/12.

Баланс страховой компании. Страховые резервы

При учете обязательств страховых компаний следует иметь в виду, что в балансе должны быть отражены все риски и убытки, наступление которых можно было предвидеть и которые наступили на дату составления баланса. В данном случае применяется принцип оценки по максимальной стоимости. Производя оценку величины резерва на покрытие произошедших, но еще не урегулированных убытков, в каждом конкретном случае следует проверять, достаточно суммы этого резерва на покрытие убытка или его необходимо пополнить.

Страховые резервы исчисляются расчетным путем и отражаются в составе обязательств страховой компании.

Доля кредиторской задолженности обычно по прочим обязательствам незначительна.

Баланс страховой компании. Активы

Задолженность по страховым выплатам в соответствии с принципами ведения бухгалтерского учета отражается в учете после принятия решения о выплате или вступления в силу решения суда и выдачи исполнительного листа.

Страховые компании не занимаются производством материальных ценностей и поэтому не располагают значительными основными средствами, такими как производственные здания, техническое оборудование, машины, производственное оборудование. Исключение могут составлять страховые компании, входящие с состав промышленно-финансовых групп. Им на баланс может быть передано недвижимое имущество для покрытия страховых резервов.

В основе активов страховой компании – активы, предназначенные для покрытия страховых резервов. В основном эти активы делятся на три группы: 1) денежные средства; 2) ценные бумаги; 3) недвижимое имущество.

Однако есть еще значительные ликвидные активы, которые не находят отражения в балансе страховой компании, – задолженность иных страховых компаний в порядке суброгации. В соответствии с принципами ведения бухгалтерского учета эта задолженность отражается в балансе также только после вступления решения суда в законную силу. Требования контрольного органа к страховым компаниям приводят к тому, что формально баланс любой страховой компании при проведении финансового анализа ликвиден.

Продажа имущественного комплекса. Передача и продажа страхового портфеля

При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, страховой портфель страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, может быть передан страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации – временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим другой страховой организации либо страховым организациям (далее – управляющая страховая организация) по согласованию с контрольным органом.

Кроме того, при применении мер по предупреждению банкротства по согласованию с контрольным органом может быть осуществлена продажа страхового портфеля.

В имущественный комплекс страховой организации также включается страховой портфель. Реализация страхового портфеля осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 139 Федерального закона. Приобретателем имущественного комплекса может быть также только страховая организация, имеющая лицензию контрольного органа на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Количество дел о банкротстве финансовых организаций невелико. У профессиональных участников рынка ценных бумаг обычно отсутствует имущество. Количество страховых организаций, НПФ, клиринговых организаций, кредитных кооперативов невелико, а их банкротств еще меньше.

Существуют законопроекты о передаче функций арбитражного управляющего в делах о банкротстве страховых организаций АСВ.

Также может сформироваться отдельная “каста” арбитражных управляющих, специализирующихся в делах о банкротстве страховых организаций (финансовых организаций), аналогично арбитражным управляющим в делах о банкротстве стратегических предприятий и организаций.

Закон о банкротстве страховых организаций

Становление в Российской Федерации страховых организаций рыночного типа и формирование правовых основ их деятельности относится к числу наиболее зримых и очень важных результатов продолжающейся в стране экономической реформы, которая затрагивая процесс правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России, предусматривает, помимо прочего, признание несостоятельным банкротом и страховую организацию.

Страховая деятельность –деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Можно сделать вывод, что страховые организации являются финансовыми организациями, оказывающими услуги на рынке финансовых услуг.

Напомним, что Закон о банкротстве исходит из узкого понимания финансовой организации и относит к ним кредитные организации, страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Рассмотрим некоторые особенности правового регулирования конкурсного производствастраховой организации.

Отметим, что возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации не связывается с наличием у нее лицензии – заявление может быть подано независимо от того, отозвана лицензия или нет. При этом внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но их применение не препятствует возбуждению судебных процедур. Следовательно, Закон о банкротстве допускает возможность продолжения страховой деятельности организацией, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, что можно расценивать как недостаток Закона о банкротстве. Возможность продолжения страховой деятельности означает создание условий, при которых уже имеющиеся долги будут удовлетворяться за счет страховых премий страхователей по вновь заключенным договорам. Для сравнения можно отметить, что для кредитных учреждений в соответствии с п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве возбуждение процедуры банкротства допускается только после отзыва лицензии Банка России.

Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховой организации (например, в соответствии с приказом Росстрахнадзора от 24 октября 1996 г. № 02-02/21 «О плане оздоровления финансового положения страховых организаций»[43]), принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, функции которого в настоящее время возложены на Минфин России, являющейся правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и имеющий в своем составе Департамент страхового надзора, а на местах региональные инспекции страхового надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 186 Закона о банкротстве в арбитражном процессе по делу о банкротстве страховой организации может участвовать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью (Минфин России), а также иные субъекты, указанные в ст. 35 Закона о банкротстве (должник (страховая организация), конкурсные кредиторы и иные, уполномоченные на взыскание налогов и иных обязательных платежей, органы).

Орган страхового надзора на основании п. 2 ст. 183 Закона о банкротстве не вправе подавать заявление о признании страховой организации банкротом. Законодатель попытался компенсировать рассматриваемую ситуацию, закрепив в п. 2 ст. 183 Закона о банкротстве возможность подачи заявления о банкротстве страховой организации налоговыми и иными уполномоченными органами в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

Уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью страховых организаций, должен быть уведомлен о возбуждении в отношении страховой организации конкурсного процесса. Обязанность по осуществлению уведомления лежит на должнике и на конкурсном управляющем – это установлено п. 3 ст. 183 Закона о банкротстве. Из этого не следует, что в отношении страховой организации не могут проводиться другие (восстановительные) процедуры; поэтому представляется, что норму п. 3 ст. 183 Закона о банкротстве следует толковать расширительно, с тем чтобы обязанность по уведомлению уполномоченного органа лежала на должнике либо любом арбитражном управляющем.

Статья 184 Закона о банкротстве определяет особенности продажи имущественного комплекса должника — страховой организации как на стадии внешнего управления, так и при проведении конкурсного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве продажа имущественного комплекса (предприятия) страховой организации осуществляется по правилам ст. 110 Закона о банкротстве с учетом требования страхового законодательства. Особенность предприятия страховой организации по сравнению с другими предприятиями состоит в наличии так называемого портфеля договоровПортфель договоров –совокупность действующих страховых обязательств, исполнение которых должно гарантироваться в первую очередь страховыми резервами. В соответствии с нормами ст. 110 Закона о банкротстве возможна продажа как всего имущественного комплекса, так и его отдельных частей (филиалов, представительств и иных структурных подразделений). По отношению к предприятиям страховой организации это означает, что может быть продан как весь страховой портфель (вся совокупность страховых обязательств), так и его часть. Российское страховое законодательство до сих пор не установило требования к продаже предприятий страховых организаций, вследствие чего при возникновении такой ситуации необходимо соблюдать равенство прав страхователей, как тех, чьи обязательства перейдут к новому страховщику, так и тех, обязательства которых останутся в составе имущества должника.

Необходимо учитывать, что при продаже предприятия страховой организации также происходит замена страховщика в договоре. На основании принципа свободы договора замена стороны допускается только с согласия второго контрагента, в рассматриваемой ситуации страхователя. Однако можно констатировать, что порядок замены страховщика в договоре урегулирован только в ст. 23 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (с изм. и дополн.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[44], в соответствии с которой предусмотрено обязательное письменное уведомление страхователя и потерпевших (выгодоприобретателей), а также органа страхового надзора.

Отметим, что п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве также устанавливает в качестве обязательного условия продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе конкурсного производства наличие согласия покупателя принять на себя все договоры страхования, срок действия которых не истек и страховой случай не наступил на дату признания должника банкротом. Таким образом, в состав имущества предприятия страховой организации в данном случае должны войти и требования по страховым выплатам, если страховой случай произойдет после даты признания должника банкротом.

Правила ст. 185 Закона о банкротстве устанавливают правовые последствия признания страховой организации банкротом для участников страховых обязательств.

Правовое положение страхователей (выгодоприобретателей) по договорам страхования в ситуации осуществления конкурсных процедур в отношении страховщика зависит от того, наступил либо не наступил страховой случай на дату признания страховщика банкротом.

Если страховой случай не наступил, то договор в силу прямого указания закона прекращается. Исключением являются права по договорам, переданным в составе бизнеса на стадии внешнего управления.

Статья 186 Закона о банкротстве предусматривает особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций.

В первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования таких благ, как жизнь и здоровье.

Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования (обязательного имущественного страхования, в том числе и страхования гражданской ответственности).

В третью очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования, в том числе требования, связанные с возвратом части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал (п. 2 ст.185 Закона о банкротстве).

Некоторые особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций связаны с защитой прав страхователей и предполагают создание в рамках 3-й очереди еще нескольких очередей кредиторов. Это означает, что требования кредиторов страховой организации будут удовлетворяться в следующей последовательности.

1. Требования граждан из причинения вреда жизни и здоровью и причинения морального вреда.

2. Требования работников и авторов.

3. Требования кредиторов-залогодержателей по договорам залога, заключенным после возникновения требований 1-й и 2-й очередей (это общий порядок удовлетворения требований залогодержателей, применение которого сохранено в силу п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве (см. ст.ст. 134, 138 Закона о банкротстве).

4. Требования застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования.

5. Требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, не являющихся личными.

6. Требования застрахованных, страхователей, выгодоприобретателей по договорам личного страхования, а также (обратим внимание на то, что Закон о банкротстве употребляет очень неточный в данном контексте оборот «в том числе») требования (в части возврата части страховой премии) из договоров страхования, прекратившихся вследствие признания должника банкротом, по которым страховая премия была уплачена полностью (особый режим для последней категории требований следует из п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве).

7. Требования иных кредиторов.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности банкротства финансовых организаций

Общие положения, а также особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций определяются п араграфом 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Под финансовыми организациями понимаются ст. 180 ФЗ):

  1. кредитные организации;
  2. страховые организации;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  6. клиринговые организации;
  7. организаторы торговли;
  8. кредитные потребительские кооперативы (далее – кредитные кооперативы);
  9. микрофинансовые организации.

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, применяются положения параграфа 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Контрольные функции, предусмотренные параграфом 4 ” Банкротство финансовых организаций” Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее – контрольный орган).

Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” исполняет полномочия

  1. ликвидатора финансовых организаций, а также
  2. конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Признаки банкротства финансовой организации (ст. 183.16 ФЗ):

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в совокупности составляет не менее чем 100 000 рублей и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
  2. не исполненное в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве финансовой организации (ст. 183.17):

  • При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются .
  • В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется .

Меры по предупреждению банкротства финансовой организации (ст. 183.1):

  1. оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  2. изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;
  3. увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);
  4. реорганизация финансовой организации;
  5. иные не запрещенные законодательством РФ меры.

Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации:

  1. неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам;
  2. неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  3. недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

В случае возникновения данных оснований финансовая организация в течение 15 дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации.

В течение 30 рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения, а в случае выявления признаков банкротства – подает заявление о признании финансовой организации банкротом.

Под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом в целях восстановления платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечения сохранности имущества финансовой организации. Она назначается на срок от 3 до 6 месяцев . По ходатайству временной администрации решением контрольного органа срок деятельности временной администрации может быть продлен не более чем на 3 месяца при условии, что общий срок деятельности временной администрации не превысит девять месяцев.

На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов финансовой организации ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа.

Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным статьей 183.25 Федерального закона.

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации дело рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 4 месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector