Орган по сертификации представляет третью сторону

Орган по сертификации представляет третью сторону

Орган по сертификации представляет третью сторону

Это значит, что потребитель с каждым месяцем становится все более склонным к переплате за экологическую безопасность продукта. Даже в России. Самое время задуматься об экобрендинге, считает Анна Дробаха, продакт­менеджер Groupe SEB на территории СНГ. Анна Дробаха, продакт­менеджер Groupe SEB на территории СНГ Экопреимущества в конкуренции Бренд – это набор ассоциаций, возникающих в сознании потребителя в отношении торговой марки.

Помощник предпринимателя

Основные участники — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах. выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе — техническими регламентами); обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий. Заявитель обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено либо прекращено; извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля. Органы по сертификации привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ; осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия; информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия; обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации. Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.

Участники обязательной сертификации

Национальный орган по сертификации (Ростехрегулирование) осуществляет свою деятельность на основе прав, прямых обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим на данный момент законодательством Российской Федерации. Выступая в качестве федерального органа исполнительной власти, он осуществляет организацию и проведение работ по обязательной сертификации согласно законодательным актам Российской Федерации. Центральный орган по сертификации Центральный орган по сертификации реализует свою деятельность в соответствии с установленными нормативами и исполняет следующие ключевые функции в пределах своей компетенции: устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством и требованиями системы сертификации ГОСТ Р; организует разработку и подготовку к утверждению систем сертификации однородной продукции, осуществляет руководство работами данного направления и их координацию; участвует в работах по актуализации и совершенствованию всего фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах; рассматривает и согласовывает проекты технических регламентов и стандартов, иные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, описывающие требования по безопасному ведению работ, устройству, производству и эксплуатации подконтрольного оборудования; принимает участие в разработке и согласовании международных правил, общепризнанных норм и стандартов, устанавливающих обязательные требования по безопасности, определяет порядок введения данных документов в действие, предъявляет при надобности дополнительные требования; представляет на государственную регистрацию в Ростехрегулирование системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции; производит разработку перспективных направлений работ по сертификации, осуществляемых согласно общим правилам и системам (правилам, порядкам) сертификации конкретных объектов; готовит предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации; принимает участие в аккредитации центров по сертификации и испытательных лабораторий, в проведении процесса инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью прохождения сертификации; координирует деятельность центров по сертификации и испытательных лабораторий, в том числе входящих в системы, а при отсутствии органа по сертификации исполняет его функции; ведет учет центров по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в системы, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на применение знака соответствия, гарантирует предоставление информации о них и о процедурах сертификации систем; готовит предложения по признанию иностранных сертификатов, знаков соответствия и результатов тестирования; организует и координирует мероприятия по формированию рационального состава систем сертификации однородных групп товаров, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий и так далее; ведет официальный реестр участников и объектов сертификации; рассматривает апелляции касательно действий центров по сертификации и испытательных лабораторий, принимающих участие в системах; формирует Совет по сертификации в сфере потенциально небезопасных промышленных производств, объектов и работ (дальше — Совет по сертификации), работающий при Центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу. Орган по сертификации Орган по сертификации — организация, проводящая сертификацию соответствия, создаваемая на базе организаций, имеющих официальный статус юридического лица и являющихся третьей стороной, то есть независимой от производителя и покупателя.

Единое окно Доступа к информационным ресурсам

Отдельные разделы посвящены особенностям стандартизации и сертификации услуг. По каждой теме представлены вопросы для контроля знаний, а также практические задания. При составлении пособия использован широкий круг современной литературы. Учебное пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета, соответствует программе дисциплины и предназначено

Читать еще:  Решения суда об аннулировании лицензии

Основные участники – заявители, органы по сертификации (далее – ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах. Заявитель – предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение сертификации или аккредитации. выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе – техническими регламентами); обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий. обеспечить соответствие продукции установленным требованиям; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной технической документации и при маркировки продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено; извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждения соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля. Органы по сертификации – органы, проводящие сертификацию соответствия определенной продукции, согласно аккредитации. Аккредитация – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами РФ орган официально признает возможность выполнения конкретных работ в области сертификации. Органы по сертификации выполняют следующие функции: привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ; осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; ведут реестр выданным ими сертификатов соответствия; информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия; обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдением правил сертификации. Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний согласно области аккредитации и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиями НД, а также за достоверность и объективность результатов. ОС не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе.

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) – главный участник работ по сертификации.

Сертификация (стр. 2 из 3)

3.2. Добровольная сертификация

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициа­тиве заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг) требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях дого­вора между заявителем и органом по сертификации. Доброволь­ная сертификация продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, не может заменить обязательную сертификацию та­кой продукции.

Тем не менее по продукции, прошедшей обязательную сер­тификацию, могут проверяться в рамках добровольной серти­фикации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздей­ствия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 си­стемы добровольной сертификации.

Примерами систем добровольной сертификации могут быть:

Система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;

Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;

Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).

Сравнительная характеристика обязательной и доброволь­ной сертификации представлена в табл. 1.

В России в настоящее время преобладает обязательная сер­тификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечива­ет производителю место на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стан­дартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркиру­ется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертифика­цию.

В России кровно заинтересованы в добровольной сертифи­кации продукции лишь российские экспортеры. По мере ужес­точения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.

IV. Участники обязательной сертификации

Участниками сертификации являются изготовители продук­ции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продав­цы (первая либо вторая сторона), а также организации, пред­ставляющие третью сторону, — органы по сертификации, испы­тательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сер­тификации обязаны:

реализовывать продукцию, исполнять услугу только при на­личии сертификата, выданного или признанного уполномочен­ным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

Читать еще:  До какой суммы дохода применяется вычет по работнику инвалиду

обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифи­цирована, и маркирование ее знаком соответствия;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведе­ние этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полно­мочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осу­ществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;

после истечения срока действия сертификата; в случае приоста­новки его действия или отмены решением ОС; по истечении сро­ка действия декларации о соответствии; по истечении срока год­ности или срока службы продукции;

извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характе­ристики, проверяемые при сертификации.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет инспекционный контроль за сертифицирован­ной продукцией (услугой);

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сер­тификатов;

представляет заявителю необходимую информацию.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сер­тификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуще­ствляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сер­тификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за до­стоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и серти­фикации «Ростест— Москва».

Для организации и координации работ в системах сертифи­кации однородной продукции или группы услуг создаются цен­тральные органы систем сертификации (ЦОС).

Например, Департамент маркетинга потребительского рын­ка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем каче­ства и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта Рос­сии. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответ­ствие требований государственных стандартов в Системе сер­тификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

В обязанности ЦОС входит:

организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;

рассмотрение апелляций заявителей по поводу действияОС,ИЛ (центров).

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федера­ции и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертифика­ции и знаков соответствия, действующих в Российской Федера­ции;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соот­ветствия и представляет ее в установленном порядке в междуна­родные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоеди­нении к международным (региональным) системам сертифика­ции, а также может в установленном порядке заключать согла­шения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федера­цию в международных (региональных) организациях по вопро­сам сертификации и как национальный орган Российской Фе­дерации по сертификации осуществляет межотраслевую коор­динацию в области сертификации.

Главным участником работ по сертификации является экс­перт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его зна­ний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объек­тивность и достоверность решения о возможности выдачи сер­тификата.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных ор­ганов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятель­ности в этом направлении. Координация, как правило, прово­дится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккре­дитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

1) проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

3. Участники сертификации и их функции в процедуре сертификации

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. При этой форме подтверждение осуществляется третьей стороной – органом по сертификации.

В оценке соответствия участвуют две или три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Участниками обязательной сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, – органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию – Минпромэнерго России и подведомственное ему Ростехрегулирование.

Основными участниками сертификации как формы подтверждения соответствия являются:

органы по сертификации (далее – ОС);

испытательные лаборатории (ИЛ).

Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Согласно ст. 28 ФЗ о техническом регулировании заявитель вправе:

– выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе – техническими регламентами);

– обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

– обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

– обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

– выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

– указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

Читать еще:  Может ли банк продать долг коллекторам без решения суда

– предъявлять в органы государственного контроля ( надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

– приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо его действие приостановлено, либо прекращено;

– извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

– приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

– привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ;

– осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

– ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

– информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

– приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;

– обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

– устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест Москва».

ОС не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Запрет предоставлять лабораториям сведения о заявителе – это правило подразумевает анонимность испытываемой продукции и направлено на обеспечение объективности испытаний.

Таким образом, если выбор ОС из нескольких лабораторий, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории – ОС.

Главным участником работ по сертификации является эксперт ОС. Это лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования – Министерство промышленности и энергетики РФ выполняет следующие функции:

– формирует и реализует госполитику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;

– проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

– опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

– готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

– представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по техническому регулированию осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации;

– принимает нормативные правовые акты, определяющие:

а) формы сертификата соответствия продукции нормам ТР;

б) порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов;

– дает поручения, связанные с деятельностью по сертификации, Ростехрегулированию.

Ростехрегулирование осуществляет ведение:

– развернутого перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

– единого реестра выданных сертификатов.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти.

Ростехрегулирование как национальный орган по техническому регулированию осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

– проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

– входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.

Участники, представляющие первую сторону, при обязательном подтверждении соответствия – «заявители».

Продавец как получатель продукции (товара) представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю – первую сторону.

Участники добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения являются продукция, процессы ЖЦП, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

– осуществляет подтверждение соответствия объектов установленным требованиям;

– выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

– предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

– приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают:

а) перечень объектов, подлежащих сертификации;

б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;

в) правила выполнения работ по сертификации;

г) участников данной системы.

Системой добровольной сертификации может предусматриваться знак соответствия. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector