Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Урок литературы в 10 классе «Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Гимназия № 5” г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Цели: определить значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; развивать навыки анализа сцен романа, показать их связь с проблематикой произведения; совершенствовать умения и навыки интерпретировать художественное произведение; формировать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

1.Подготовка к восприятию.

– Героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», которым по жизненным позициям близка теория Раскольникова, которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей, называют «двойниками» бывшего студента. «Мы одного поля ягоды», – говорит Раскольни-кову Свидригайлов. Действительно ли это так? Является ли Свидригайлов двойником бывшего студента? Что сближает этих героев? На этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

– Кто такой Аркадий Иванович Свидригайлов? Что мы узнаём о жизни этого героя? Как эта жизнь характеризует его? Расскажите о Свидригайлове, опираясь на материал письма матери Раскольникова, слова Лужина и рассказы самого героя.

И письмо Пульхерии Александровны, и слова Лужина характеризуют Свидригайлова как злодея, раз-вратника: преследовал Дуню, причастен к делу «душегубства» (жестоко оскорбил глухонемую девочку, и она повесилась), повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, был выкуплен Марфой Петровной из тюрьмы, где сидел за долги. Однако именно Свидригайлов избавил Дуню от позора и восстановил её доброе имя, отдав жене письмо Дуни. Сам Свидригайлов говорит о том, что он «дворянин, служил два года в кавалерии, потом … в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне», «был шулером».

– Свидригайлов – самая загадочная фигура в романе: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для обыкновенного подлеца. Какие эпизоды романа характеризуют героя с положительной, а какие – с отрицательной стороны?

Пользуясь своим положением, пытается оболь-стить Дуню. Делает пребывание в его доме невы-носимым.

Сам отдал Марфе Петровне обличавшее его письмо Дуни. Пожалел ее, восстановил ее честь.

По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и глу-хонемой девочки также на совести Свидригай-лова.

Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость «спасти» ее от Лужина.

Возможно, смерть Марфы Петровны на его совести.

Думал жениться на 16-летней девочке.

Не женился, зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету.

Обманом заманил Дуню в квартиру, пытался силой добиться любви.

Сам о себе говорит: «Я человек развратный и праздный».

Дает деньги на похороны Катерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют

– Уже во время первой встречи с Раскольниковым Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды». Действительно ли это так? Какие параллели между героями можно провести, опираясь на их первый диалог?

Явившись к Раскольникову, Свидригайлов сразу же сообщает о цели своего визита и тут же начи-нает оправдывать свои преследования Дуни: «…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя. и я способен прельститься и полюбить». Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие.

Свидригайлов объясняет происхождение денег, которые предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже «его настоящие», полученные им от матери или за часы его отца. По сути дела, герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.

Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – «на что-то твёрдо решившийся человек» – такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.

Рассказ Свидригайлова о «подстрекательных «немках», оправдывающий насилие по отношению к ним: «…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…» – параллель теории Раскольникова и его преступления.

– Свидригайлов чувствует своё сходство с Раскольниковым, потому и говорит, что между ними «есть какая-то точка общая», что они «одного поля ягоды». Это на самом деле так: идея вседозволенности и отрицания моральных законов, неразличение добра и зла — те принципы, по которым живёт Свид-ригайлов, напоминают теорию Раскольникова о право имеющих и тварях дрожащих.

Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Свидригайлов ис-пользует как руководство к действию. Если жизнь Раскольникова показывает возникновение, разви-тие, проверку теории, её выбор или отрицание, то Свидригайлов — это уже реализованная в жизни теория Раскольникова. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов не задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он всю жизнь считает себя право имеющим.

Раскольников показан в момент выбора. У него три возможных пути решения проблемы: первый — признать себя тварью дрожащей, второй — Наполеоном, третий — отречься от своей теории. Раскольников в финале романа встает на третий путь, признавая несостоятельность своей теории, ее ошибочность. Свидригайлов идет по пути Наполеона, считая единичные преступления оправдан-ными, он не обременяет себя вопросами добра и зла.

Переступая через чужие жизни, Свидригайлов переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожида-емого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. «Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету доб-рых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возро-дить его больную душу. Свидригайлов – это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал.

У Свидригайлова вроде бы нет четко сформулированной и оформленной теории, однако в разго-ворах с Раскольниковым герой высказывает несколько интересных мыслей, например, о вечности. Как представляет её Свидригайлов?(с.284)

«…одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…»

Читать еще:  С какого момента открывается наследство

– Свидригайлов утверждает правду субъективности мира: «быть может, вечности-то и нет», а потому – какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям, все равно никто не знает, что за пределами этого мира ждет человека, а потому каждый живет согласно своим убеждениям и никого упрекнуть, стало быть, нельзя.

Как нравственный циник, Свидригайлов – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Свидригайлов перепробовал в жизни все, и ничто не трогало его души. И вдруг в этой пустой жизни появляется Дуня. С чего начинаются отношения с Дуней?

– Любит ли её Свидригайлов?

– Можно ли согласиться с мнением искусствоведа К. М. Исаевой, считающей, что «Достоевский почти поэтизирует Свидригайлова в момент последней его встречи с Дуней. Здесь пробуждается в нем человек, тоскующий по идеалу, по красоте, но растерявший все человеческое и способный лишь на минутный добрый порыв под влиянием впервые нахлынувшего на него чувства — увы, безответ-ного»?

Можно: Свидригайлов говорит: «…Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать… Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я всё сделаю! Я невозможное сделаю!»

– Свидригайлову нужна любовь Дуни, нужны живые, чистые отношения. «Воздуху, воздуху надоб-но», говорит герой, и эти слова так похожи на слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Человек не может быть один. Теория «мне всё по-зволено» отделяет от людей. Поднимает над ними, но отделяет.

Свидригайлов отступает перед душевной силой Дуни, перед своей любовью к ней. Отпустить Ду-ню – значит смириться с тем, что тебе не всё позволено, что ты такой же, как все. Теория вседозво-ленности рухнула, и не остаётся в его жизни ничего другого, кроме смерти. Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Герой уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград».

Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольни-кова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Сообщение о самоубийстве Свидригай-лова стало последним доводом для Раскольникова в пользу чистосердечного признания .

4.Д/З: перечитать эпизоды встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем, отметить авторские ремарки, сопровождающие речь и поведение героев, и внутренние монологи Раскольникова (ч.3 гл.5, ч.4 гл.5, 6, ч.6 гл.2)

Литература: Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

“Предсмертные сны (галлюцинации) Свидригайлова в идейной структуре “Преступления и наказания”. Как по снам можно понять нравственное банкротство героя?”

Разделы: Литература

“Характер Свидригайлова создан из поразительных контрастов, из самых резких противоречий, и, несмотря на это, а может быть, благодаря этому, он до такой степени живой, что нельзя отделаться от странного впечатления, что Свидригайлов больше, чем лицо романа, что когда-то знал его, видел, слышал звук его голоса” – так характеризует образ Свидригайлова Д.Мережковский.

В романе Достоевского “Преступление и наказание” Аркадий Иванович Свидригайлов представлен как темный двойник Раскольникова; он порожден кошмаром главного героя, выходит из его сна. “Ты его точно видел – ясно видел? Гм. то-то. А то, знаешь, мне подумалось. мне все кажется, что это, может быть, и фантазия. ”

Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже окончательно “исправленный” от всяких предрассудков. Они идут по одному пути, но Свидригайлов свободнее и смелее Раскольникова и доходит до конца. Раскольников отменяет старый уклад жизни во Христе, вытесняя из себя человеко божеское, выковывая бога человеческое, но при этом все еще цепляется за красоту и благородство. Свидригайлов последовательнее: добро и зло – относительны, все позволено – все безразлично. Остается только мировая скука и пошлость.

Свидригайлов – сладострастник; на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. Он любит грязный разврат, но совесть его спокойна. Он испытывает степень своей свободы во зле и не находит предела.

Совершая зверские поступки, при этом Свидригайлов не законченный злодей: Аркадий Иванович великодушно отпускает Дуню, раздает деньги, помогает Мармеладовым.

Свидригайлов, стоящий на перепутье божественного и дьявольского, испытывает муки совести. Он, не верящий в Бога, всем своим поведением и манерами отрицающий жизнь истинного христианина, остается честным и искренним перед самим собой. В результате духовных терзаний, жизнь и сон Аркадия Ивановича сливаются в единую материю сна-галлюцинации.

Тема сна весьма широко использовалась в классических русских произведениях различных авторов XIX века. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” на сновидения возложена особая задача – передать скрытую, неизвестную сторону души героев. Для творчества Достоевского вообще характерно отразить нравственную патологию героев, которую наяву они не хотят признавать. В своей книге “Самообман

Раскольникова” Ю.Карякин пишет: “Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Сны – кошмары у Достоевского – не зеркальное повторение происходящего наяву, не простой дубликат действительности. Это всегда чудовищная аберрация, но всегда – отражение действительности в кривом и увеличивающем зеркале”.

Такое вот увеличивающее зеркало ждало в конце жизни и Свидригайлова. Его сон – это разговор с самим собой, со своим внутренним миром, запредельным, но очень обнаженным и честным. В своих предсмертных снах Свидригайлов видит самого себя, сталкивается с множеством образов, которые рождаются в его воображении. Сновиденческие картины и образы провоцируют реакцию на них, запечатленную непосредственно в самом сне, и служат особой формой его исповеди. Эти сны играют роль надвигающейся катастрофы в жизни Свидригайлова.

В последнюю свою ночь Аркадий Иванович Свидригайлов видит три сна – галлюцинации. Эти сны один другого кошмарнее. ““Вход” в эти сны и “выход” из них почти стерты, и трудно, подчас невозможно. определить, когда Свидригайлов забывается, а когда – приходит в себя. Так и должно быть, потому что грань бытия и небытия для него давно уже стерта”, – говорит Ю. Карякин.

В первом сне ему мерещатся мыши: “. вдруг как бы что-то пробежало под одеялом по руке его и по ноге. он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню выскочила мышь. Он бросился ловить ее; но мышь не сбегала с постели, а мелькала зигзагами во все стороны, скользила из-под его пальцев, перебегала по руке и вдруг юркнула под подушку, он бросил подушку, но в одно мгновение почувствовал, как что-то вскочило ему за пазуху, шоркает по телу, и уже за спиной, под рубашкой. Он нервно задрожал и проснулся”.

Читать еще:  Приказ об изменении режима рабочего времени образец

Образ мыши является предвестником беды, надвигающейся катастрофы, апокалипсиса, который должен случиться со Свидригайловым. Мышь – это символ-воплощение души умершего, предвестник скоропостижной кончины. Приснившаяся, а в дальнейшем прыгнувшая за пазуху к Свидригайлову мышь постепенно приближает героя к неминуемой трагедии и скорой гибели.

Перейдя во второй сон, Аркадий Иванович видит “. прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день”. Герою всюду видятся цветы и травы, непременные спутники Троицына дня. Здесь царит жизнь и девственная чистота природы, но стоит Свидригайлову войти в дом, как все меняется: “посреди залы” стоит гроб, “обитый белым гроденаплем и обшитый белым густым рюшем”, в котором лежала “девочка, в белом тюлевом платье”. Белый цвет здесь несет оттенок смерти и тоски. Свидригайлов словно из пространства жизни перемещается в пространство смерти.Герой не видит здесь ни панихиды, ни свечей, ни толпы людей у гроба. Девочка из его сна – самоубийца, утопленница, не перенесшая насилия и надругательства.

Эта галлюцинация дает отсылку к прошлому Свидригайлова, к отголоскам слухов, которые бросают тень на его “доброе” имя и “безупречную” репутацию. Аркадию Ивановичу кажется, что он знает эту девочку, что это та совращенная им четырнадцатилетняя глухонемая.

Во втором сне очень явственно проступает тема борьбы совести Свидригайлова с его развратной стороной души. Герой, который в своей галлюцинации не хочет лгать себе, впервые испытывает ужас от насилия, грязи, распутства, человеческой низменности, от тех моральных устоев, что в жизни доставляли ему лишь наслаждение.

Каждый следующий сон – галлюцинация Свидригайлова все более и более отвратительный, несущий в себе катастрофическое, разрушающее воздействие на душу героя. Перейдя в третий и последний сон, Аркадий Свидригайлов находит в углу пятилетнюю девочку. Свидригайлов здесь испытывает чувство страха: “. ее губки раздвигаются в улыбку, кончики губок вздрагивают, как бы еще сдерживаясь. Но вот уже она совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в этом не детском лице; это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок. Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются. ”.

В этом сне Свидригайлов спасает невинную девочку, заботится, согревает, укладывает ее спать. В его мыслях нет никакого злого умысла, но внезапно это маленькое существо превращается в него самого. Ранее такое румяное детское личико приобретает выражение развратной девицы. Пошлость, лицемерие, цинизм написаны на нем. Свидригайлов и эта малютка меняются местами. Герой осознает насколько он низок и страшен. Настоящий кошмар овладевает им, он начинает мучиться. Совесть подсказывает ему, что единственный выход – это самоубийство. Своей жизнью или лучше сказать проживанием ее, он преступал главные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Живя в свое удовольствие, Свидригайлов не ценил дружбы и не верил в настоящую любовь. Аркадий Иванович убивает в себе человеко-божеское. Будучи двойником Раскольникова, Свидригайлов не нашел для себя человека, с которым мог бы отмаливать свои грехи. У него не было своей Сонечки. Если во втором сне показана борьба совести, то последний сон – это взгляд в уродливое зеркало его души. Свидригайлов терпит крах, нравственное банкротство.

Весь ночной кошмар героя сопровождает образ зловещей природы.

Описания природы помогают Свидригайлову перейти из одного мира в другой, из бытия в небытие. Не случайно, что каждая галлюцинация оканчивается зарисовкой погоды за окном. Образ природы показан по принципу градации: от меньшего зла к большему.

В течение всей кошмарной ночи Свидригайлова преследует ощущение холода и сырости, неприятное ощущение промозглости. Ветер, вначале только завывающий, не дающий спокойно спать, вызывающий неприятные обрывчатые мысли, в дальнейшем “хлынет неистово в его каморку и облепит ему лицо и прикрытую одною рубашкой грудь”. Образ ветра дан Достоевским как символ нарастающей беды, которая неумолимо покарает Свидригайлова за его грехи.

В эпизоде снов Аркадия Ивановича присутствует и образ воды. Эта вода не очищающая священная стихия, она связана с пошлостью и развратом. В первом сне Свидригайлов видит мышь, которая скользит из-под его пальцев; во второй галлюцинации в гробу герою мерещится девочка-подросток с мокрыми волосами; а в последнем сне он заботится о “девочке лет пяти, не более, в измокшем, как поломойная тряпка, платьишке”.

Важен для эпизода снов Свидригайлова и образ свечи. Свеча – это символ связи человека с Богом, космосом, иными мирами. Свидригайлов, переходя из одной галлюцинации в другую, непременно зажигает свечу. Потеряв же последнюю надежду в перерождение личности, увидев свой истинный образ, герой ее больше не зажигает, он окончательно опустошил себя и не видит более смысла в жизни. Его свеча окончательно потухла. “Он на той же постели, так же закутанный в одеяло; свеча не зажжена, а уж в окнах белеет полный день”.

Достоевский вводит в сны Свидригайлова и тему тумана. Окончательно разуверившись в жизни, не видя более смысла продолжать ее, измученный совестью герой уходит. Он навсегда растворяется в этом “молочном, густом тумане, лежащим над городом”. Туман в данном эпизоде последний оплот жизненного пути Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Главный концепт всего произведения Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” – показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса. На примере Свидригайлова мы видим, что, даже нарушая закон, грабя, убивая, применяя насилия, человеку никогда не уйти от высшей справедливости – муки совести и кары господней.

Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать сочинение

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского. На переднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.
Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент — “на кровь по совести”.
Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”. Однако Раскольников — натура сложная и неоднозначная. Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о “проба” удалась, он счел бы свою идею доказанной. Однако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы.
Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию.
Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович — это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым. Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов — своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным “перешагнуть через кровь”. В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов “подбадривает”, успокаивает, “наставляет на путь истинный”. И тогда-то обнаруживаются самое глубокое различие этих двух “частных случаев” и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его положении “шиллеровщина”. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться”, — говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову. “Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”.
Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: “Тут . своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние. “Хорошая” цель оправдывает злодейство, совершенное ради ее достижения. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, — вот “хорошая цель” Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Но даже Свидригайлов, “пошляк” и “умник”, вдруг наталкивается на преграду — в себе и в других. Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто “зверок хорошенький”, уже не только “разожженный уголек”, тут уже нечто большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловушку для Дунечки, все рассчитал — не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны. Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова — одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”.
Но перед самоубийством Свидригайлова Достоевский устраивает еще одну встречу героев-двойников. К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев, — ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить “по ту сторону добра и зла”, но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность — это “банка с пауками” и нет спасения от отчаяния. После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения.
Окончательно признав себя “вошью”, он идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие — последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова — человека, живущего по принципу “все дозволено”.

Читать еще:  Сколько времени сбербанк переводит материнский капитал за проданную недвижимостьт

15732 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector