На компенсационные выбросы загрязняющих веществ начисляется ндс в смете
На компенсационные выбросы загрязняющих веществ начисляется ндс в смете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 ноября 2016 г. N 03-03-06/1/68070 Об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на приобретение услуг сторонней организации по приему и очистке сточных вод, в том числе с предельно превышающими концентрациями загрязняющих веществ, а также о применении НДС в отношении платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения и сообщает следующее,
В части налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса),
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
Следовательно, расходы на приобретение услуг сторонней организации по приему и очистке сточных вод, в том числе с предельно превышающими концентрациями загрязняющих веществ, учитываются в составе материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В части налога на добавленную стоимость.
По вопросам применении налога на добавленную стоимость в отношении платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения позиция Департамента, изложенная в письмах Департамента от 23.06.2014 N 03-07-РЗ/29787 и от 23.06.2014 N 03-07-11/29787, в настоящее время не изменилась.
Что касается вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства по услугам по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть, то данные суммы налога принимаются к вычету покупателем в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Обзор документа
Как пояснил Минфин, расходы на приобретение услуг сторонней организации по приему и очистке сточных вод, в том числе с предельно превышающими концентрациями загрязняющих веществ, учитываются в составе материальных расходов при налогообложении прибыли.
Что касается сумм НДС, предъявленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства по услугам по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть, то данные суммы налога принимаются к вычету покупателем.
Учет платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ
«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, N 6
Большинство предприятий пользуется услугами предприятий «Водоканала», а именно услугами водоснабжения и канализации. При этом в части использования канализации в договорах, заключенных организациями с «Водоканалом», как правило, предусмотрен лимит сбора загрязняющих веществ в системы канализации населенного пункта, и если организация превышает установленный лимит, то с нее взимается дополнительная плата. Можно ли суммы платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль? И как быть с суммами НДС, предъявленными «Водоканалом»?
Налог на прибыль
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. К их числу относятся затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов; расходы на захоронение экологически опасных отходов; расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; расходы на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
При этом при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ).
Контролирующие органы, руководствуясь приведенными нормами НК РФ, придерживаются мнения, что плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенного пункта представляет собой платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Следовательно, согласно п. 4 ст. 270 НК РФ такая плата не учитывается в составе расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В частности, на это указано в Письмах Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/265, от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238, от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18.
Однако, по нашему мнению, изложенная позиция не соответствует действующему законодательству.
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду (включающая в себя платежи за сверхнормативные выбросы в нее загрязняющих веществ) установлена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании п. 3 ст. 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок). Пунктом 1 Порядка определено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, как:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).
Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты представляет собой один из видов вредного воздействия на окружающую среду, связанную с природопользованием (водопользованием).
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации под водопользователем понимается гражданин или юридическое лицо, которому предоставлены права пользования водными объектами. Водопользователь вправе использовать водные объекты только на основании договора водопользования, в котором одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, а другая — водопользователь, или на основании соответствующего разрешения исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления.
Следовательно, если организация не является водопользователем, она не осуществляет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, о которых идет речь в п. 4 ст. 270 НК РФ.
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05, ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А26-8527/04-210).
- В Постановлении ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05 указано также на то, что согласно п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, отпуск (получение) питьевой воды и/или прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539 — 548 ГК РФ) и заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
К числу существенных условий договора отнесены тарифы, порядок и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абз. 7 п. 13 Правил).
Исходя из этого порядок определения и осуществления платежей, предусмотренных договорами с предприятиями «Водоканала», представляет собой дифференцированный тариф за услуги данных предприятий по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Следовательно, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод является платой за услуги «Водоканала» по приему и очистке сточных вод, и законом прямо предусмотрена возможность отнесения этих расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой: Постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05, от 15.06.2005 N 15378/04, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2007 N А03-9738/2006-14, ФАС Уральского округа от 15.02.2007 N А71-6066/06.
Таким образом, плата по договорам с предприятиями «Водоканала» за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации является материальным расходом, уменьшающим налогооблагаемый доход организации.
Налог на добавленную стоимость
Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ предъявленные продавцом суммы НДС могут быть приняты к вычету при соблюдении следующих условий:
товар (работа, услуга) приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
товар (работа, услуга) принят к учету;
имеется соответствующий счет-фактура.
В данном случае приобретение услуг связано с необходимостью утилизации сточных вод, образующихся в ходе функционирования организации, поэтому есть основания утверждать, что возникающие при этом расходы относятся к затратам производственного характера. То есть можно говорить о том, что плата за услуги «Водоканала» связана с основной (производственной) деятельностью общества, которая облагается НДС. Поэтому, по нашему мнению, при наличии соответствующего счета-фактуры организация может принять к вычету НДС, выставленный специализированной организацией.
Существует вероятность того, что налоговые органы откажут обществу в праве на вычет сумм НДС, приходящихся на плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации. Основания для отказа могут быть следующие. В Письме Минфина России от 12.08.2005 N 03-03-04/1/166 указывается на отсутствие права на вычет сумм НДС, уплаченных при перечислении платежей за загрязнение окружающей среды энергоснабжающей организации, исходя из того, что данные платежи относятся к доходам бюджета, на которые НДС не начисляется. Следовательно, суммы НДС, неправомерно выставленные энергоснабжающей организации, не могут быть приняты к вычету.
Также необходимо отметить, что в ряде случаев налоговые органы отказывают в вычете НДС на основании того, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) не учитываются при расчете налога на прибыль.
Как указывалось выше, налоговые органы признают плату за сверхнормативные сбросы расходами, не учитываемыми для целей гл. 25 НК РФ, в результате чего по таким суммам может быть отказано в принятии к вычету НДС.
Однако, по нашему мнению, данные суммы являются платой за услуги «Водоканала», которые облагаются НДС и относятся у абонента к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемый доход для целей гл. 25 НК РФ.
Пункт 7 ст. 171 НК РФ определяет, что если расходы принимаются в налоговом учете по нормативам, то суммы НДС по таким затратам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Если же норма превышена, НДС в части превышения к вычету предъявить нельзя. Рассматриваемые платежи в гл. 25 НК РФ не нормируются. При этом сумма таких расходов напрямую связана с осуществлением производственного цикла предприятий. Поэтому суммы НДС, предъявленные энергоснабжающей организацией за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации, общество имеет право принять к вычету в полном объеме.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: образование и расчет
Одним из жизненно необходимых природных компонентов несомненно можно назвать атмосферный воздух. Негативное воздействие на окружающую среду в подразумевает его загрязнение в том числе. Не трудно догадаться, к чему это может привести: начиная от дискомфорта для живых организмов, заканчивая заболеваниями и отравлением природы в целом. Загрязняющие воздух вещества имеют множество источников. В основном – это предприятия, деятельность которых подразумевает выбросы загрязняющих веществ.
В этом материале мы дадим ответы на множество волнующих вопросов: Как образуются выбросы? Какая экологическая отчетность обязательна для предприятий, осуществляющих выбросы? Что можно сделать для того, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду?
1. Общая информация
В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.
Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней.
2. Как образуются выбросы загрязняющих веществ?
Вот перечень того, какими бывают источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:
Те источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в воздух через специально сооруженные технические устройства.
Источники, выбросы из которых поступают в виде ненаправленных потоков газа, когда нарушается герметичность оборудования, или возникают ошибки в работе оборудования по сбору газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.
Это организованные источники выбросов. При этом, вредные загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия.
Выбросы из таких источников поступают в атмосферу по установленной линии.
Это неорганизованные источники, выбросы загрязняющих веществ из которых поступают в воздух с установленной ограниченной поверхности.
Источники с организованными или неорганизованными выбросами в процессе его передвижения в окружающей среде.
Важно отметить, что существует две основных характеристики выбросов. Данные характеристики описывают то, какие вещества и как именно поступают в атмосферный воздух:
– Количественные характеристики выбросов (перечень веществ и их количество в год и секунду);
– Качественные характеристики выбросов (применяется только к организованным источникам – скорость, температура, объем в сек.).
Как правило, перед тем как определить качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ из источников необходимо обосновать метод определения состава и количества вредных выбросов. Далее оборудуются места отбора проб в соответствии с законом. После чего и определяются характеристики выбросов в соответствии с принятым методом (а также разовое (г/с) и валовое (т/г) значения выбросов).
3. Расчет выбросов загрязняющих веществ
На сегодняшний день активно развивается нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха. Это включает в себя множество вопросов: инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам допустимых выбросов (НДВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.
Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это несложный, но требующий особого внимания к деталям процесс. В начале на предприятии проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате данной процедуры выявляются источники выбросов (о которых мы рассказывали ранее). Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).
С 26 апреля 2019 года начал действовать новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Инвентаризация ВЗВ), установленный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352. Инвентаризацию проводят экологи на предприятии, либо же данную услугу можно заказать у специализированной организации, которая занимается разработкой проектной документации в сфере экологии. По итогам инвентаризации составляется отчет.
Далее, под каждый из источников подбирается своя методика расчета. Отметим, что так как для каждого источника выбросов существует своя методика, необходимо запросить данные для расчета. Как правило, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится с помощью программ Интеграла.
Разработка проекта ПДВ
Как мы и рассказывали ранее, ПДВ – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе, который отражает объем и массу ЗВ, допустимых для выброса стационарными источниками.
Нормативы допустимых выбросов, в широком смысле, устанавливаются для того, чтобы регулировать экологическую безопасность в стране. Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.
От того, насколько точно определяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (и, следовательно, проводятся расчеты для инвентаризации), зависит точность результатов расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ.
Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.
4. Новые требования для объектов I-IV категории
С 1 января 2019 года нормирование и контроль субъектов хозяйственной деятельности производится на основе нового подхода, который подразумевает присвоение предприятиям определенных категорий как объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего таких категорий 4, отличаются они степенью воздействия на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 устанавливает критерии разделения объектов на категории.
На основании действующих изменений объектам I категории разрешено осуществлять выбросы только на основании комплексного экологического разрешения (КЭР). Объектам II категории для осуществления выбросов нужно иметь декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). III категория готовит отчет о выбросах вредных веществ. IV категории негативного воздействия достаточно провести инвентаризацию объекта.
Выбросы загрязняющих веществ – особенно злободневная тема для экологии. Нарушения предприятий и производственных объектов, касаемо осуществления выбросов, серьезно пресекаются надзорными органами. Помимо Вашего бюджета и репутации может пострадать окружающая среда.
Специалисты ЭкоПромЦентра настоятельно рекомендуют обратить особое внимание на то что и как «выбрасывает» Ваше предприятие. Разработку и, самое главное, согласование всей необходимой экологической отчетности Вы можете доверить нам. Достаточно лишь сделать один клик.