Что делать если автомобиль врезался в автобус

Портя статистику ГИБДД и получая деньги от страховщиков

В России растет аварийность по вине водителей автобусов. 40% таких происшествий — это случаи падения пассажиров в салонах: они настаивают на оформлении подобных происшествий в качестве полноценных ДТП, требуя вызова инспектора. Сложившаяся ситуация отчасти связана с законом, который позволяет пассажирам получать от страховщиков компенсацию ущерба здоровью, нанесенный во время падения: суммы начинаются от 1 тыс. руб. за ушиб мягких тканей.

За семь месяцев 2018 года, по данным ГИБДД, на 3,7% выросло количество аварий, произошедших по вине водителей автобусов. В Москве, к примеру, произошло 210 таких аварий (+5%), в Нижегородской области — 150 (+7,1%), в Татарстане — 107 (+35%).

40% таких происшествий (порядка тысячи случаев с начала года), по данным Госавтоинспекции, связаны с падением пассажиров. Если из-за резкого маневра (ускорения или перестроения автобуса) пассажир упал в проходе и получил травму, то это тоже оформляется как дорожно-транспортное происшествие, причем, как правило, по инициативе пассажира. Нередки случаи, когда водитель даже не в курсе произошедшего: он высаживает гражданина на остановке, тот доходит до дома, начинает себя плохо чувствовать, идет в травмпункт, фиксирует травму, затем проводится административное расследование и водителя привлекают к ответственности, причем нередко за оставление места ДТП, рассказывают в Госавтоинспекции. В правилах пользования городским транспортом обычно закреплена обязанность пассажиров держаться за поручни во время движения (такой пункт есть, к примеру, в правилах «Мосгортранса»), но контроль за соблюдением этих норм почти не ведется: водитель следить за этим не может — ему нужно смотреть на дорогу. Конкретного решения данной проблемы пока не найдено.

Глава общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков отмечает, что падать пассажиры могут только в городском транспорте, поскольку на междугородных перевозках используются автобусы с сидячими местам. В пресс-службе столичного ГУП «Мосгортранс» “Ъ” заявили, что с начала года зафиксировали 170 ДТП с автобусами, в которых пострадали люди.

« Вина водителей автобусов установлена всего в 11 случаях, это на 9% меньше показателей аналогичного периода прошлого года, — заявили “Ъ” в ГУП.— Именно этот показатель является здесь ключевым».

С начала года «Мосгортранс» зафиксировал всего четыре случая падения пассажиров, вдвое меньше показателей 2017 года. «Существенная их часть зафиксирована, когда водитель автобуса или трамвая вынужден был резко тормозить, чтобы избежать столкновения с другим транспортом»,— пояснили в «Мосгортрансе». В Московской области ситуация чуть хуже: уже 35% подобных ДТП с связано с падениями пассажиров, рассказали “Ъ” в подмосковном ГУП «Мострансавто». «Анализ видео с камер, расположенных в салонах, показывает, что пассажиры не соблюдали меры предосторожности и не держались за поручни, в результате чего происходило падение»,— рассказывают в ГУП.

Какие основные причины дорожных аварий в 2018 году

Обязанность пассажиров при посадке, высадке и нахождении в транспортном средстве «соблюдать меры предосторожности» прописана даже в специальном подмосковном законе, куда в апреле 2018 года были внесены соответствующие уточнения. «Одной из причин падения пассажиров также является несоблюдение ПДД другими участниками движения: резкие торможения и перестроения впереди идущего транспорта и др.,— отмечают в “Мострансавто”.— В ходе расследования ДТП данные видеонаблюдения направляются в группу разбора ГИБДД, фиксируются показания свидетелей». Если установлена вина водителя, то ему выписываются штрафы, более того, может быть объявлен выговор, принято решение о лишении премии или даже увольнении.

Тем временем, по закону «Об обязательном страховании ответственности перевозчика» (67-Ф3, вступил в силу в 2013 году), пассажирам, пострадавшим во время падения и получившим травму, положена компенсация. Как рассказала “Ъ” вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар, пассажир должен сообщить об этом водителю, который, в свою очередь, обязан вызвать инспектора. После оформления ДТП гражданину нужно обратиться в травмпункт или больницу, где уже установят, какая конкретно травма была нанесена. Затем, с документами от ГИБДД и справками из медицинского учреждения, пострадавший обращается уже к страховщику. Определить страховую компанию можно через сайт НССО по номеру транспортного средства. Размер компенсации рассчитывается по постановлению правительства №1164.

Минимальная же сумма, которую могут заплатить страховщики,— 1 тыс. руб. за ушибы, разрывы и «иные повреждения мягких тканей» без рубцов и следов травм, на них приходится около 25% всех выплат. Сколько конкретно страховые компании заплатили именно упавшим пассажирам, данных нет. Средняя выплата одному пассажиру по всем ДТП составляет, по данным НССО, на городских автобусах 206 тыс. руб., на маршрутках — 237 тыс. руб., на пригородных автобусах — 253 тыс. руб., на междугородних рейсах — 343 тыс. руб.

«Да, встречаются ситуации, когда травма у человека обнаруживается уже после ДТП, которое не было соответствующим образом оформлено,— говорит Светлана Гусар.— Это довольно сложный случай, потому что фиксация факта аварии — ключевое условие для получения компенсации. В Москве и других крупных городах общественный транспорт оборудован камерами в салонах, по ним можно понять, что произошло».

Как ГИБДД будет снижать аварийность на дорогах

После принятия 67-ФЗ, говорит госпожа Гусар, была проведена «разъяснительная работа среди населения», в результате количество людей, которые стали пользоваться правом компенсации ущерба здоровью, выросло само по себе. «Безусловно, появились и мошенники, которые пытаются специально подстроить ситуацию таким образом, чтобы можно было получить выплату со страховой компании,— признается госпожа Гусар.— Но такие случаи единичны. Во-первых, при небольших травмах — синяках и ушибах — можно рассчитывать лишь на небольшие суммы. Едва ли можно представить себе человека, который будет специально калечиться или ломать руки, чтобы получить возмещение». «Мошенничество может иметь место, но оно вряд ли носит массовый характер,— добавляет Кирилл Янков из “Союза пассажиров”.— Но это членовредительство, ведь человек должен быть готов осознанно нанести себе увечья ради денег. Симулировать и притворяться здесь едва ли получится, любой обман обнаружат врачи, которые должны выдать справку».

Подрезал, спровоцировал ДТП и уехал: можно ли наказать водителя?

Дерево точно не виновато

Игорь Горохов из Санкт-Петербурга оказался одним из немногих, кому удалось найти и наказать лихача, из-за которого его машина вылетела с дороги.

Само происшествие случилось летом прошлого года в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова Д.А. Табачков не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее водитель (это и был И. Горохов), чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков даже не остановился, не придав значения тому, что стал причиной ДТП.

Пострадавший обратился в суд, который принял решение, что Табачков должен был остаться на месте ДТП как его участник. Но тот не согласился и стал оспаривать судебное постановление в разных инстанциях. В конечном итоге Табачков дошёл до Верховного суда, где в очередной раз заявил, что не попадал ни в какое ДТП. В качестве доказательства своей правоты он ссылался на то, что «на бампере даже нет повреждений».

Однако свидетели, которых нашел Горохов, запомнили номер машины Табачкова и подтвердили, что ДТП произошло именно по его вине. Отказавшись отменять решения нижестоящих судов, Верховный суд пояснил: «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в полицию.

Итак, Верховный суд подтвердил, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций должны остаться в силе, а жалоба Табачкова – без удовлетворения.

Таким образом, четыре суда – от мирового до Верховного – пришли к единому мнению. Они признали спровоцировавшего это ДТП виновным и лишили его водительского удостоверения сроком на один год.

Когда решение Верховного суда стало достоянием гласности, в СМИ запестрели радостные заголовки. «Агрессивным водителям, которые подрезают чужие автомобили, провоцируют аварии и спокойно уезжают, стало сложнее уходить от наказания»; «Верховный суд лишил косвенного виновника аварии водительских прав. И это только начало»; «Ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание».

Не надейтесь на прецедент

Однако юристы предупреждают участников дорожного движения, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказать водителя, который «подрезал» чужую машину, довольно проблематично, даже если его нашли, даже если он не уезжал с места ДТП и даже если имеются свидетели аварии.

В России прецедентное право официально отсутствует. В нашей стране судьи должны основываться на законах и нормативных актах. А когда в законе нет четких формулировок, судья руководствуется своими соображениями и жизненным опытом, что нередко порождает «двойственность» судебных решений. Порой по идентичным делам выносятся очень разные, а то и диаметрально противоположные решения.

Прецедентное право доминирует в США, Великобритании и других странах, на которые Англия имела влияние при становлении судебной системы. При такой правовой системе важным источником права является судебный прецедент. И если каким-либо судом было вынесено решение по аналогичному делу, то такие же решение обязаны выносить все суды низших и равнозначных инстанций. Прецедентное право в некоторой степени облегчает работу судей. В случае, если отсутствуют четкая норма, акт или нет самого закона, регулирующего те или иные деяния, достаточно найти схожее дело и сослаться на уже имеющееся решение суда.

Уведомления

Это читает вся страна – и вы тоже можете!

Голосуйте сердцем!

Мы дали вам смайлики;)

Все новости

«Локомотив» проиграл московскому «Динамо»: разбор матча

Власти назвали дату, когда разрешат ездить по новой улице Панина

В Ярославской области впервые откроют православный детский сад

МАК признал ошибку пилотов в катастрофе под Ростовом, где погибли 62 человека

Елена Летучая показала своё боди Ивану Урганту

Растратила больше миллиона: экс-директора ярославского Госжилнадзора посадили на два месяца

Метод Путина: президент рассказал, как выбирал себе профессию

Надежная поддержка: как работает предпринимательский лифт в Ярославской области

«Мы на пороге серьёзных изменений»: Путин рассказал, как добиться успеха

«Люди рядом были, но никто не бросился»: ярославец рассказал, как спас провалившихся под лед детей

Горят нефтепродукты: над центром Ярославля поднялся чёрный дым

Экс-директора Госжилнадзора задержал СКР. Двое её бывших коллег уже арестованы за взятки

«У нас рамок нет»: 15 моделей, выступивших против традиционных стандартов красоты

«Это было феерично!» Ярославская художница стала победительницей неонового боди-арт фестиваля

«Дорогу прокладывают по нашему двору»: начали делать объездные пути для перекрытия Тутаевского шоссе

Клиенты Сбербанка смогут оплачивать налоги через онлайн-приложение

Иван Ургант обсмеял гигантские очереди за справкой от нарколога

Ярославец спас двоих детей, провалившихся в парке под лед

Антициклон разрушается: на Ярославль обрушатся дожди

В Ярославле снесли дачу реставратора, незаконно построенную на месте старинного дома

Нужно больше высоток: застройщик попросил у мэрии воткнуть дом среди многоэтажек в Брагино

Работа над ошибками: как выгодно рефинансировать кредиты

Колонка многодетного папы: как пережить послеродовую депрессию жены и не развестись

Я устал, я ухожу: когда ярославцам выгодно идти в отпуск в 2020 году

«Разгромили и ушли»: жители дома в Ярославле уже больше месяца ждут ремонта

Комитет WADA порекомендовал отстранить Россию от участия в Олимпиаде

Война за еду: в Ярославле сотни уток остались зимовать на реке

Это будет лучшее за 19 лет: чего ждать от концерта Animal ДжаZ в Ярославле

Ярославна отсудила у мэрии 120 тысяч за нечищеный тротуар

Подлетел на несколько метров: появилось видео смертельного ДТП на Суздальском шоссе

В Ярославской области отец вспомнил о ребёнке, когда не смог продать одну из трёх квартир

«Подвергла опасности детей!»: в соцсетях набросились на женщину, вышедшую с коляской на лёд

В Ярославской области в реке нашли тело велосипедиста

Ярославец зарезал друга двумя ножами и подкинул его тело на участок к соседям

«Не торопитесь с выводами»: в градостроительном колледже объяснились за недоступную среду на входе

Лежит в неестественной позе: на Суздальском шоссе сбили мужчину

Женщина отсудила у ярославского цирка 80 тысяч рублей за сломанный копчик

В Рыбинске пенсионер взял в заложники девушек-почтальонов

Зашили и забыли: в Ярославле мужчина четыре года после операции проходил с иголкой в животе

Группа разбора: виновато ли такси в жуткой аварии с автобусом

Полиция не видит связи между опасным манёвром таксиста и ударом автобуса об стену

Автобус ударился в угол бетонного строения, что привело к тяжелейшим последствиям

Фото: Сергей Федосеев

Один из пассажиров погиб сразу, 34 человека, включая 10 детей, попали в больницу. Автобус на полном ходу врезается в угол здания, но на видео заметно, что перед вылетом автобуса на встречной полосе такси начало опережение или обгон. Причастен ли таксист к этой аварии? Пикантная подробность: следствие не рассматривает причастность водителя такси к инциденту даже теоретически.

Видео: Видео: камеры видеонаблюдения

Сразу определимся с терминологией: в современной версии ПДД обгоном называется маневр, связанный с выездом на встречную сторону движения. Если же один автомобиль обогнул другой в границах своей стороны дороги — это опережение.

При обгоне водитель обязан убедиться, что встречная полоса свободна и он не создаст опасности и помех другим участникам движения. В случае с опережением специфических требований нет, кроме общих норм, например пункта 8.1 ПДД: при выполнении маневра не должна создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Первый вопрос: какой именно маневр совершал таксист на Renault Logan? Проезжая часть в месте аварии имеет две полосы (по одной в каждую сторону), но полосы щедрые: предельная ширина полос такого типа в России — 3,75 метра.

Ширина Renault Logan без учёта боковых зеркал — 1733 мм, поэтому два автомобиля такого класса опередить друг друга на такой полосе если и могут, то совсем уж без зазора. Фактически это возможно, если попутный автомобиль максимально сместился вправо и позволил опережающей машине проехать с сантиметровым зазором.

Вопрос о том, не совершал ли таксист обгона, остаётся открытым. Даже если он вышел на встречную полосу лишь на несколько сантиметров — это обгон.

Таксист начал манёвр примерно там, где стоит инспектор ДПС: сплошная разметка здесь меняется прерывистой, но далее есть регулируемый перекрёсток, который запрещает обгон в любом случае

Фото: Сергей Федосеев

В месте аварии есть прерывистая осевая линия. Но также есть и регулируемый перекрёсток, на котором обгон запрещён по умолчанию (п. 11.4 ПДД). И если он имел место, это грубое нарушение, тем более когда накатывает встречный транспорт. Впрочем, нужно ещё доказать, что авария автобуса находится в причинно-следственной связи с этим нарушением (если оно было).

Возможно, таксист всё-таки уложился в ширину своей половины дороги. Тем не менее его манёвр, начатый буквально за секунду до аварии, мог создать у водителя автобуса впечатление, что Logan намерен выехать на встречную полосу, спровоцировав рефлекторную попытку увернуться. Мы уже разбирали подобную ситуацию, когда автомобилист, перестраиваясь, напугал автомобилистку и спровоцировал её чрезмерную реакцию, стоившую ей жизни.

— Даже если исключить выезд на встречную полосу водителя Renault Logan перед аварией, есть понятие безопасного бокового интервала, который тем больше, чем выше скорости, — поясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Есть специальные методики расчёта этого интервала, и если в отношении водителя Renault Logan возбудят дело, вероятно, автотехническая экспертиза исследует этот вопрос. Если боковой интервал в момент сближения автобуса и Renault Logan был недостаточным, водителя могут признать виновным, даже если он не выезжал на встречную полосу.

Возможную вину водителя Renault Logan усматривает и автоюрист компании «Форлекс» Николай Попов:

— Такси выехало на встречку не за несколько десятков метров от автобуса, а практически в момент их пересечения. Сами вспомните: увидев автомобиль на встречке, вы заранее притормаживаете или готовы совершить маневр. В данном ДТП водитель автобуса даже не смог оценить боковым зрением угрозу и среагировал уходом вправо. Конечно, он не мог прогнозировать появление там стены. Я допускаю, что водитель автобуса не был достаточно сосредоточен, вошёл в ритм движения, а когда такси вылетело на встречку, он как бы вздрогнул.

Николай Попов считает, что с юридической точки зрения маневр возлагает на водителя автобуса часть вины, но подчёркивает, что никто не ездит стопроцентно сосредоточенно, чтобы спокойно отреагировать на внезапный маневр на встречке.

— Мой вердикт: водитель такси виновен на все 100%, но суд, думаю, установит вину водителя автобуса со ссылкой на пункт 10.1 ПДД, — подытоживает Николай Попов.

Но есть и альтернативная точка зрения, которой придерживается, например, полиция:

— Версия о том, что к ДТП причастен водитель такси, следствием не рассматривается, — сообщили сайту 59.RU в МВД по Пермскому краю. — Гражданин является очевидцем аварии, непосредственным лицом, которое видело обстоятельства происшествия. Кроме этого, водитель данного транспорта, увидев ДТП, развернулся и одним из первых оказывал помощь пострадавшим.

Бекзам Мексатбек искренне уверен, что к аварии непричастен

Фото: Сергей Федосеев

Таксист — 20-летний Бекзат Максатбек — действительно не скрывался: после аварии он вернулся на место и был одним из первых, кто начал спасать пострадавших. Бекзат попытался открыть дверь автобуса, но в итоге пришлось лезть через окно:

— В салоне было жуткое зрелище — все люди были в крови. Первым я достал маленького ребенка, потом хотел парня вытащить, но у него оказалась зажата нога, и я не смог этого сделать, — рассказал молодой человек, вытащивший четверых.

Момент перед аварией он комментирует так:

— С правой стороны ехала машина, а я на обгон пошел: в этот момент автобус сзади меня уже врезался в стену. Я услышал громкий звук, остановился, развернулся и помчался к автобусу.

Свою возможную причастность он отрицает категорически:

— Я ехал по своей полосе, а автобус — по своей, — настаивает водитель Renault Logan. — В такой серьезной ситуации я не бывал. Хочу пожелать людям скорейшего выздоровления.

Руководитель центра повышения водительской квалификации Сергей Седов также считает, что дело не в таксисте:

— После ДТП автобус стоит под сильным углом относительно полотна дороги, — объясняет он. — Это говорит о том, что водитель не самостоятельно его туда направил. Нельзя сказать, что такси выехало ему навстречу: ширина дороги позволяла автобусу продолжать движение, не поворачивая. Я думаю, что водитель автобуса это также понимал. А он резко, ни с того ни с сего, вращает руль и направляет автобус в стену. Из-за чего это может произойти? Думаю, это была техническая неисправность. К тому же в последние секунды перед столкновением видно, что автобус начинает тормозить. Тормозит, именно когда едет мимо, а не по прямой. Потом происходит удар.

Судя по «приседанию» автобуса на передние колёса, водитель действительно пытался затормозить, но торможение началось примерно в тот момент, когда такси начало свой маневр и автобус отклонился от траектории.

Пока исследуются две версии: ошибка водителя автобуса и техническая неисправность.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector