Международная морская перевозка
Международная морская перевозка грузов
Общие понятия международной морской перевозки грузов
В мировой практике различаю два вида сообщений в перевозках морским транспортом:
— внутренние;
— внешние перевозки в свою очередь включают в себя следующие виды перевозок: международные морские перевозки грузов осуществляемые при экспорте и импорте товаров; международные морские перевозки осуществляемые между иностранными портами.
Кроме того набирают популярность перевозки по рекам и морям. Для осуществления таких перевозок используются суда с определенными мореходными качествами, а так же маневренностью.
Исходя из существующих видов плавания, различают следующие виды плавания в морских перевозках:
— морские заграничные плавания;
— каботажи, которые в свою очередь включают в себя два вида: большой каботаж, плавание морских судов осуществляется между различными портами с заходом судов в заграничные порты; малый каботаж, представляет собой плавание судов в пределах одного или двух бассейнов, малый каботаж не предполагает заходов судна в иностранные порты.
В практике морского судоходства сложились свои базовые формы его организации. Наиболее часто используемыми формами являются:
— линейная форма, при такой форме осуществляются морские перевозки незначительных партий грузов, представляющие из себя, как правило, готовые изделия и полуфабрикаты. Существуют следующие линии морского судоходства: односторонние линии – на таких линиях используются суда лишь одной страны, либо одной судоходной компании; двусторонние линии – используются суда, соответственно, двух стран или компаний; конференциальные линии – когда на линии используются суда более чем двух компаний или стран.
— регулярная форма, такая форма применяется в морских перевозках на направлениях с регулярным грузовым потоком, т.е. осуществляя перевозки на таких линиях, суда работают более трех месяцев.
— рейсовая форма, при осуществлении международных морских перевозок применяется форма организации потоков массовых грузов. Такие грузы, как правило, представляют собой крупные партии однородного груза, насыпные либо навалочные. Поставки грузов по такой форме имеют долгосрочные договора.
— трамповая форма, такая форма организации используется для перевозки отдельных видов массовых грузов морскими судами. Такими грузами могут быть лес, руда и пр.
Процедуры оплаты морских перевозок используют следующие базовые понятия:
— фрахтовая ставка, такая ставка используется с целью расчета цены морской перевозки, в сущности, является показателем уровня мирового рынка на осуществление транспортировки определенного товара морским транспортом;
— линейный тариф, тариф кроме непосредственной цены за перевозку, включает в себя и стоимость работ по погрузке и разгрузке в портах.
Международные морские перевозки регламентируются следующими нормативно-правовыми документами, являющимися базовыми в в правовом регулировании таких перевозок:
— Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте;
— Правила Гаага-Висби;
— Конвенция ООН о морской перевозке грузов.
Организация и документальное оформление международных морских перевозок грузов
Организацию международных морских перевозок рассмотрим на примере отгрузки российских товаров на экспорт через российский порт с использованием условий поставки CFR:
— направление российской организацией экспортером в адрес импортера товаров извещения о готовности к отгрузке;
— импортер в свою очередь направляет российской организации-экспортеру инструкцию, содержащую сведения об отправке, а так же извещение о распределении документов;
— российская организация – экспортер оформляет и подписывает контракт с грузовым терминалом о транспортно-экспедиторском обслуживании;
— российская организация — экспортер оформляет и подписывает контракт на перевозку морским транспортом непосредственно с компанией – судовладельцем, после чего экспортер оформляет и передает судовладельцу заявку на фрахтование;
— с соблюдением определенных сроков, капитан морского судна направляет извещение о прибытии его судна в порт (нотис);
— подготовка экспортером груза для отправки на грузовой терминал сопровождается оформлением следующих документов: наряд на вывоз со склада; поручение на отгрузку;
— как только судно прибыло в порт агенты порта ведут расчет погрузочно-разгрузочного времени судна (таймшит) вплоть до окончания погрузки судна;
— когда погрузка судна закончится, капитан судна коносамент и удостоверяет его со своей стороны личной подписью и печатью;
— передача капитану судна пакета сопроводительных документов на экспортный груз (капитанская почта), такими документами при экспорте могут быть сертификаты;
— при получении груза и сопроводительных документов на груз, капитан судна передает экспортеру грузовой манифест, являющийся подтверждением получения капитаном судна документов;
— прибыв в порт разгрузки от перевозчика в адрес импортера направляется извещение о его прибытии, а так же коносамент и сопроводительные документы.
Следует отметить, что центральное место в процедуре документального оформления международной морской перевозке груза занимает коносамент.
Коносамент представляет собой документ, передаваемый владельцем судна грузоотправителю, свидетельствующий, что перевозчик принял груз к перевозке.
Выделяют следующие основные функции коносамента:
— подтверждение со стороны владельца судна в принятии груза к перевозке;
— коносамент сам по себе является одним из обязательных сопроводительных документов к грузу и влечет за собой право владельца оригинала на распоряжение грузом;
— представляет собой факт заключения договора перевозки груза.
Коносамент в обязательном порядке должен быть подписан капитаном судна либо пароходным агентом и заверен печатью.
Коносамент составляется как минимум в трех экземплярах, все экземпляры должны содержать штамп «оригинал», кроме того на них необходимо проставить порядковый номер оригинала с указанием числа таких оригиналов. Силу товарораспорядительного документа имеет лишь один из экземпляров коносамента. Произведя выдачу груза по одному из оригиналов, все остальные экземпляры коносамента теряют свою силу. Количество выписываемых экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров должно хватить для проверки груза со стороны агентов судна, администрации порта, сотрудниками таможни и т.д. Все копии коносамента должны содержать обязательный штамп «копия». Следует учитывать, что количество копий прописанное в коносаменте не входит в количество экземпляров.
По завершении составления коносамента, судовым агентом либо портом оформляется манифест, представляющий собой опись товаров, которые фактически были погружены на судно поконосаментно. Манифест требуется для пароходства и судна, а так же для таможни портов и т.д.
Договор международной морской перевозки (чартер)
Кроме договоров морской перевозки груза оформляемых на основании коносамента существует еще один вид договоров морской перевозки – чартер. Чартер представляет собой договор на перевозку груза, составляемый между фрахтователем (которым могут выступать грузоотправитель либо его представитель) и фрахтовщиком (в качестве которого могут выступать перевозчик либо его представитель).
Чартер несет в себе лишь одну функцию – он является непосредственным договором морской либо речной перевозки.
Различают следующие виды чартеров:
— чистый чартер, представляет собой документ стандартной формы с подписями и не имеющий никаких изменений;
— открытый чартер, такой документ не содержит информации о грузе и о пункте назначения.
Разработка стандартных форм чартеров осуществляется самими судовладельцами и фрахтователями. Для определенного вида груза применяется свой чартер. Типовыми договорами перевозки являются проформы.
В зависимости от состава фрахтуемого судна различают следующие виды чартера:
— тайм-чартер, представляет собой договор аренды судна либо его части на срок, указанный в договоре аренды, в распоряжение фрахтователя, при таких условиях договора судно может использоваться в любых направлениях;
— майз-чартер – представляет собой договор аренды судна на срок указываемый в договоре, в распоряжение фрахтователя, по такому договору судно арендуется с командой;
— бербоут-чартер, представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договру судно предоставляется без команды и судовладельцу выплачивается арендная плата.
Заключая чартер, фрахтователю необходимо четко ориентироваться в нормах погрузки и выгрузки в портах, поскольку нарушение сроков погрузки и выгрузки влекут за собой наложение со стороны судовладельца штрафов (демерредж), в связи с тем, что нарушение таких сроков повлекло простой судна под грузовыми операциями. Соответственно, досрочное завершение работ по погрузке и разгрузке судна сопровождается выплатой со стороны судовладельца фрахтователю премии (диспач).
Международные морские перевозки грузов
Международные морские перевозки – это одна из самых распространенных услуг, которыми пользуются компании для доставки внешнеторговых грузов. Несмотря на то, что существуют и другие способы доставки грузов, отличающиеся более высокой скоростью, морские перевозки занимают более 80% всего объема международных перевозок.
Преимущества морской перевозки грузов
Морской вид транспорта — самый экономически выгодный среди всех способов доставки. Это является его главным преимуществом и объясняет популярность направления.
Экономичность морских перевозок достигается за счет больших объемов. Так, на одно из самых крупных контейнеровозов в мире «Emma Maersk» помещается 13500 контейнеров!
В случае, если у Вас недостаточный объем товаров для целого контейнера, Вы можете воспользоваться услугой сборного груза. Таким образом цена за перевозку 1 кг морским видом транспорта может быть максимально снижена, что является неоспоримым преимуществом перед остальными способами перевозки. Помимо этого, в настоящее время крупные компании-перевозчики в условиях жесткой конкуренции продолжают строить контейнеровозы с более высокой грузоподъемностью.
Другим важным преимуществом международных морских грузоперевозок является обширный географических охват. Мировой океан покрывает более 70% поверхности Земли, и практически в любую прибрежную зону можно доставить груз по воде.
Особенности морских грузоперевозок
Главной особенностью и основным недостатком морских грузоперевозок являются сроки доставки. В среднем, например, доставка грузов из Китая по морю занимает около 50 дней, а из-за погодных условий этот срок может быть увеличен ещё больше.
Морские перевозки грузов нередко сочетают в себе дополнительные возможности. Например, заказчик не имеет возможности доставить груз в порт или забрать его оттуда, тогда услуга международной морской перевозки включает в себя и сухопутную доставку. При перевозке грузов в Россию, как правило, морские перевозки будут включены в состав мультимодальных перевозок.
Кроме того, международные перевозки такого типа дополняются и другими услугами, такими как погрузочные и разгрузочные работы с использованием специального оборудования. Обратившись в транспортную компанию, следует заранее обсудить данные возможности с менеджером, а также проконсультироваться по выбору оптимального маршрута. Для того чтобы повысить надежность работы компании также стоит воспользоваться услугами транспортного экспедирования.
Другим важным моментом является таможенное оформление. Как правило, транспортные компании предлагают полный комплекс услуг, включая таможенное оформление, но Вы также можете обратиться отдельно к таможенному брокеру.
Не стоит забывать про страхование груза, т.к. морские перевозки связаны с рядом рисков — повреждение/утрата груза из-за погодных условий, повреждение при погрузке-выгрузке, хищение и др.
Крупные порты России
В России зарегистрировано 67 морских портов. Более 50% всего объема морских грузоперевозок приходится на нефть и нефтепродукты; уголь — 18%.
10 крупнейших портов России в порядке убывания:
- Новороссийский морской торговый порт;
- Морской порт Санкт-Петербург;
- Морской торговый порт Усть-Луга;
- Порт Индига (Ненецкий округ);
- Восточный порт (Приморский край);
- Туапсинский морской торговый порт (Краснодарский край);
- Бухта Батарейная (Ленинградская область);
- Морской торговый порт Оля (Астраханская область);
- Морской порт Приморск (Санкт-Петербург);
- Находкинский нефтеналивной морской торговый порт (Приморский край).
Понравилась статья? Поделитесь:
Также по теме:
Международная перевозка личных вещей
Одним из самых главных вопросов, возникающих при переезде, является перевозка личных вещей. Кто-то сам решает эту проблему, не доверяя свое имущество никому и перевозя его самостоятельно. А кто-то с удовольствием поручает выполнение этой задачи профессионалам, экономя при этом время и силы.
Панамский канал расширил свои возможности
Панамский канал стал глубже и шире (на 5,5 и на 21 метр, соответственно). С первого июня этого (2018) года он сможет пропускать суда, имеющие ширину до пятидесяти одного метра двадцати пяти сантиметров (51,25). Ранее ограничение по ширине составляло 49 метров.
Пять потенциальных направлений развития мировой логистики
Услуги по перевозке грузов являются быстрорастущим сегментом мировой экономики. Согласно мнению авторитетного европейского онлайн-издания Truckinginfo, в мировой логистике наметились пять «прорывных» направлений, способных кардинально изменить существующее положение в сфере грузоперевозок.
Показать еще
Последние новости
Профессиональная экономия топлива от Volvo
Цель компании Volvo – обеспечить любого своего покупателя грузовым автомобилем, разработанным с учетом сферы его деятельности, привычек, жизненных принципов.
Жд доставка грузов из Китая в Россию
Железнодорожные грузоперевозки из Китая в Россию стремительно развиваются в последние годы и на сегодняшний день «вытесняют» морской вид транспорта. Стоимость ж/д доставки выше транспортировки грузов морем, но значительно ниже авто и авиаперевозок. Возможны отправки как сборных грузов, так и контейнерные ж/д перевозки.
БелАЗ снова поставляет в Китай свои большегрузы
После четырёхлетнего перерыва белорусский автогигант поставил в Поднебесную первый экземпляр гигантского карьерного самосвала грузоподъёмностью триста шестьдесят тонн. Если машина заинтересует китайцев, Жодинское предприятие сможет получить контракт на изготовление сразу двенадцати подобных большегрузов. На данный момент в КНР уже трудятся почти полтысячи БелАзов с грузоподъёмностью от тридцати до двухсот сорока тонн.
Морские грузоперевозки
Быстрые ссылки
Доставка грузов морскими судами – простой, надежный и одновременно дешевый способ международной доставки практически любых партий товаров. Однако на ее выполнение требуется наибольшее транзитное время.
Морские перевозки часто используются в процессе доставки грузов как самостоятельно, так и в рамках мультимодальной доставки грузов.
География доставки грузов морским видом транспорта
В зависимости от порта назначения, доставка морским транспортом оптимальнее осуществлять через разные морские порты.
Если груз необходимо доставить из стран Юго-Восточной Азии, например, из Китая, Японии, Кореи или место прохождения таможенного оформления находится на Дальнем Востоке или в Сибири, то быстрее и дешевле доставить груз в порты Владивостока, откуда груз либо передается заказчику, либо транспортируются по указанному адресу автомобильным, железнодорожным или авиационным транспортом.
В европейскую часть России возможно сразу два варианта морской доставки грузов:
- через порты Большого морского порта, расположенного в Санкт-Петербурге;
- через морские порты стран Прибалтики.
После прибытия грузовой партии в морской порт, его дальнейшая доставка до пункта назначения на территории России осуществляется с помощью автомобильного или ж/д транспорта.
Также для морской доставки грузов возможно построение маршрута до морского порта Новороссийск. Дальнейшая доставка происходит аналогично.
Организация морских контейнерных перевозок
Для выбора наиболее оптимальной схемы транспортировки необходимо иметь полную информацию о грузе, включая требования производителя к условиям транспортировки и хранения товара, сведения об упаковке и прочие характеристики.
Морская доставка грузов осуществляется с использованием контейнеров различной вместимости и специализации. Чаще всего для этих целей используют стандартные 20 и 40 футовые контейнеры стандартной или повышенной вместимости. Если для доставки груза требуется обеспечение специальных условий перевозки, например, температурного режима, то для выполнения доставки используют контейнеры специального назначения, например, рефрижераторные, изотермические, цистерны и прочие.
Организация морских грузоперевозок регламентируется определенными правилами. Они касаются:
- обеспечения исправности транспорта;
- надежности закрепления всех грузовых мест;
- принятой маркировки;
- условий размещения грузов.
При доставке опасных грузов, например, краски, различных аэрозолей, литиевых элементов питания и прочих, обязательным условием морской доставки грузов является надежное крепление груза в контейнере. Обязательным условием также является наличие на самом контейнере всей необходимой маркировке, информирующей о классе опасности перевозимого груза.
Для разных видов грузов в портах предназначены различные терминалы и причалы. Перед отправкой груза в тот или иной порт, необходимо заблаговременно быть уверенным, что там есть возможность для его принятия. Во избежание неприятностей, стоит заранее уточнить этот вопрос у специалистов компании OnlogSystem.
Таможенное оформление морских грузов
Все грузы, прибывающие на территорию ЕАЭС, а также убывающие с нее, должны пройти обязательное таможенное оформление.
Таможенное оформление грузов после морской доставки осуществляется, как правило, непосредственно в порту прибытия.
Если же морская доставка является частью мультимодальной схемы перевозки, то прохождение таможенных формальностей возможно как в порту прибытия, так и в любом внутреннем таможенном посту при помещении груза под процедуру таможенного транзита.
Преимущества и недостатки морских грузоперевозок
Выбирая маршрут и способ доставки груза, необходимо взвесить все преимущества и недостатки каждого вида международной перевозки. У морского вида транспорта они следующие:
Преимущества:
- низкая стоимость фрахта, по сравнению с другими видами перевозки;
- высокая безопасность груза в процессе транспортировки;
- возможность доставки практически любых видов грузов, включая опасные, насыпные, наливные, рефрижераторные, негабаритные (крупногабаритные и тяжеловесные), в том числе те, которые невозможно перевезти по железной дороге;
- снижение расходов на погрузо-разгрузочные работы за счет использования контейнеров;
- высокая пропускная способность морских путей, сдерживаемая, фактически, лишь возможностями портов;
- широкая география доставки.
Недостатки:
Нивелировать этот недостаток возможно с помощью грамотного планирования отправки.
Сроки доставки груза морским транспортом
Индикативные сроки морской доставки груза в зависимости от маршрута:
- от 5 дней при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония и др.) и портами Владивостока (Владивосток, Рыбный порт и т.д.);
- от 6 дней при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония и др.) и портом Восточный;
- от 25 дней при доставке между США и другие страны Северной Америки в/из порты Санкт-Петербурга и Балтики;
- от 35 дней при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония и др.) и портами Санкт-Петербурга и Балтики;
- от 45 дней при доставке между Австралией и портами Санкт-Петербурга и Балтики;
- от 42 дней при доставке между странами Африки и портами Санкт-Петербурга и Балтики;
Точные сроки морской доставки грузов предоставляются по запросу и зависят от выбранного маршрута перевозки.
Стоимость доставки груза морским транспортом
Индикативная стоимость морской доставки в зависимости от маршрута и типа груза:
- от 550 USD/м 3 при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония, Индия и др.) и морским портом Восточный.
Все ставки фрахта по данному направлению. - от 480 USD/м 3 при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония, Индия и др.) и морским портом Владивосток.
Все ставки фрахта по данному направлению. - от 772 USD/м 3 при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония, Индия и др.) и портами Санкт-Петербурга и Балтики.
Все ставки фрахта по данному направлению.
- от 25 USD/м 3 при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония, Индия и др.) и портом Бронка, Санкт-Петербург.
Все ставки фрахта по данному направлению. - от 64 USD/м 3 или тонну при доставке между странами ЮВА (Китай, Южная Корея, Япония, Индия и др.) и морским портом Владивосток.
- от 113 USD/м 3 или тонну при доставке между США и морским портом Владивосток.
Все ставки фрахта по данному направлению.
Ставки фрахта по другим направлениям предоставляется по запросу на основании информации о маршруте и грузе, его весообъемных характеристиках и габаритах.
Стоимость транспортных и таможенных услуг при осуществлении морской грузоперевозки может зависеть также от объемов груза, удаленности поставщика от порта, наличия документов для экспортного таможенного оформления и дополнительных услуг в виде инспекции погрузки, страхования груза.
Итоговая стоимость морской доставки грузов зависит от множества факторов, например, конечная цена зависит от условий продажи/покупки товара. При перевозке грузов морским видом транспорта, чаще всего используются условия EXW и FOB.
При продаже товара на условиях EXW (Ex-Works или самовывоз) покупатель оплачивает все расходы по доставке грузов, включая:
- стоимость доставки товара в порт отправления;
- экспортное таможенное оформление;
- портовое экспедирование;
- прочие расходы в стране отправления.
При условиях поставки FOB (Free on board) продавец оплачивает:
- затраты по доставке и экспорту товара до момента погрузки на борт судна;
- доставку свободного контейнера к месту загрузки и место под него на судне.
Затраты по доставке груза после его погрузки на борт судна оплачиваются покупателем.
С обязанностями продавца и покупателя, предусмотренные другими условиями поставки. вы можете ознакомиться по ссылке.
Если у вас остались вопросы о доставке грузов морским транспортом, а также чтобы запросить расчет точной стоимости доставки грузов обратитесь к специалистам компании OnlogSystem. Для этого воспользуйтесь любой удобной формой обратной связи или закажите обратный звонок.