Налог на табачную продукцию

Особенности расчета акциза по сигаретам.

Сигареты и папиросы сегодня являются единственной категорией товаров, для которых установлены комбинированные налоговые ставки. Выше, в габл. 10.1 эта категория объектов обложения отнесена к четвертому способу определения налоговой базы. В отношении данной категории объектов налоговая база определяется исходя из объема реализованных товаров в натуральном выражении и расчетной стоимости реализованных подакцизных товаров, исчисленной исходя из максимальных розничных цен.

Понятие максимальной розничной цены определено ст. 187.1 НК РФ. Под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой «единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями». Налогоплательщики самостоятельно устанавливают максимальную розничную цену отдельно по каждой марке табачных изделий и обязаны указывать эту цену на упаковке (на пачке сигарет или папирос). Налогоплательщики обязаны подавать в налоговые органы уведомления о максимальных розничных ценах не позднее, чем за 10 дней до начала налогового периода, в котором эти цены будут применяться (наноситься на пачки).

Расчетной стоимостью партии табачных изделий является произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных в течение отчетного налогового периода или ввозимых на территорию Российской Федерации.

Сумма акциза по табачным изделиями определяется как сумма двух произведений — произведения специфической ставки на число штук сигарет и произведения адвалорной ставки на расчетную стоимость партии табачных изделий.

В отношении табачных изделий установлены минимальные значения ставок акцизов (суммы акциза, исчисленного по специфической ставке и акциза, исчисленного по адвалорной ставке).

Рассмотрим эту ситуацию на условном примере.

Предположим, что табачная фабрика ТТТ за налоговый период (декабрь 2014 г.) произвела 900 тыс. пачек табачных изделий следующих видов:

  • • 750 тыс. пачек сигарет типа ААА (заявленная максимальная розничная цена 60 руб.);
  • • 150 тыс. пачек сигарет типа БББ (заявленная максимальная розничная цена 30 руб.).

Реализовано 750 тыс. пачек сигарет типа ААА и 145 тыс. пачек сигарет типа БББ. Определим сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет. Будем считать, что в пачке 20 сигарет.

На второе полугодие 2014 г. НК РФ была установлена ставка акцизов на сигареты и папиросы в размере 800 руб. за 1000 шт. + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 шт.

Акциз будет рассчитываться исходя из объема реализации товара, а не исходя из объема производства. Для сигарет партии ААА реализация составила 750 тыс. пачек, а для партии БББ — 145 тыс. пачек.

Определим часть акциза исходя из специфической составляющей налоговой ставки:

  • • для партии ААА: 750 тыс. пачек • 20 шт. (сигарет в пачке) / 1000 • 800 руб. (за 1000 шт. сигарет) = 12 млн руб.;
  • • для партии БББ: 145 тыс. пачек • 20 шт. (сигарет в пачке) / 1000 х х 800 руб. (за 1000 шт. сигарет) = 2,32 млн руб.

Определим теперь часть акциза исходя из адвалорной составляющей ставки и расчетной стоимости обеих партий:

  • • для партии ААА: 750 тыс. пачек • 60 руб. (цена за пачку) • 0,085 = = 3,825 млн руб.;
  • • для партии БББ: 150 тыс. пачек • 30 руб. (цена за пачку) • 0,085 = = 0,3825 млн руб.

Таким образом, по партии ААА сумма акциза составит: 12 млн руб. + + 3,825 млн руб. = 15,385 млн руб.; по сигаретам партии БББ: 2,32 млн руб. + + 0,3825 млн руб. = 2,7025 млн руб.

Теперь необходимо удостовериться, что полученные величины акцизов укладываются в установленные НК РФ ограничения — не менее 1040 руб. за 1000 шт.

Определим соответствие суммы акциза минимальным допустимым значениям акциза по каждой из партий:

  • • по партии ААА: 15,385 млн руб. / (750 тыс. пачек • 20 шт. в пачке) = = 1025,7 руб. за 1 тыс. шт.;
  • • по партии БББ: 2,7025 млн руб. / (150 тыс. пачек • 20 шт. в пачке) = = 900,8 руб. за 1 тыс. шт.

Если по партии ААА сумма исчисленного по установленным ставкам акциза в расчете на 1000 шт. сигарет укладывается в утвержденный норматив (1025,7 руб. больше 1040 руб.) и уплате подлежит сумма, исчисленная по ставкам (15,385 млн руб.), то втором случае ситуация иная. Сумма акциза по партии БББ, исчисленная по ставкам, в расчете на 1000 шт. составляет всего 900,8 руб., а это меньше установленного предела (1040 руб.). В этом случае уплате в бюджет подлежит сумма акциза, исчисленная исходя из установленного минимального значения, а именно — (150 тыс. пачек • 20 шт. в пачке) • 1040 руб. за 1000 шт. = 3,12 млн руб.

Таким образом, по итогам ноября 2014 г. организация ТТТ должна уплатить в бюджет 15,385 млн руб. + 3,12 млн руб. = 18,505 млн руб.

Заканчивая описание схем исчисления акцизов по товарам, производимым на территории Российской Федерации, рассмотрим порядок исчисления акциза в отношении других категорий подакцизных товаров.

При исчислении акциза в отношении иных категорий подакцизных товаров налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, умноженный на установленную НК РФ специфическую налоговую ставку. Это первый способ расчета (см. табл. 10.1).

Предположим, что организация в декабре 2014 г. реализовала 170 тыс. т моторных масел для дизельных и карбюраторных двигателей, в порядке помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия сельскохозяйственным предприятиям передала им безвозмездно 2 тыс. т моторных масел. Определим сумму акциза, которую организация должна заплатить в бюджет по итогам декабря 2014 г.

Для целей налогообложения акцизами реализацией является как собственно реализация, так и безвозмездная передача подакцизных товаров. Таким образом, в декабре реализация составляла 172 тыс. т моторных масел.

Во втором полугодии 2014 г. для моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных двигателей действовала ставка 8260 руб. за т.

Акциз в этом случае составит: 172 тыс. т • 8260 руб. = 1 420 720 тыс. руб.

Для целей налогообложения акцизами к реализации фактически приравнивается значительное число операций, которые представляют собой формально безвозмездную передачу подакцизных товаров от одного лица (производителя) другому.

Ставки акцизов в 2018-2019 году (таблица)

akciz.jpg

Похожие публикации

Акцизы входят в стоимость товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения, но не являются предметами первой необходимости. Государство использует систему акцизных платежей для увеличения поступлений в бюджет и регулирования объема реализации некоторых видов продукции (например, товаров, которые могут нанести вред здоровью людей). Ежегодно ставки акцизов пересматриваются.

Актуальные тарифы акцизных платежей фиксируются ст. 193 НК РФ. Внесение изменений в эту статью кодекса осуществляется путем принятия очередного федерального закона. Размер ставок на 2019 год по ряду позиций откорректирован положениями закона от 03.08.2018 г. № 301-ФЗ.

Ставки акцизов в 2018-2019 году: таблица по разным видам подакцизной продукции

Вид товарной продукции

Размер ставки в рублях

2018 год

2019 год

Акциз на алкогольную продукцию

Этиловый спирт, продаваемый производственным компаниям (парфюмерно-косметическая сфера, изготовители бытовой химии) для производства продукции в металлической аэрозольной таре

Этиловый спирт, продаваемый предприятиям, которые не уплачивают авансовые платежи по акцизным обязательствам

107 руб. за каждый литр спирта

Косметика, парфюмерия, предметы бытовой химии, в которых присутствует спиртовое сырье (аэрозоль в металлической упаковке)

Другая спиртосодержащая товарная продукция

418 руб. за каждый литр спирта, входящего в состав готового продукта

Алкоголь с долей содержания спирта более 9%

523 руб. с каждого литра спирта, входящего в состав реализуемого товара

Алкоголь с долей содержания спирта менее 9%

418 рублей с литра спирта, который входит в состав готового напитка

Акциз на вино без защищенного географического указания (наименования места происхождения)

18 рублей за литр

Акциз на вино с защищенным географическим указанием (наименованием места происхождения)

5 рублей с каждого литра

Сидры, медовухи, пуаре

21 рубль с литра напитка

Шампанские (игристые) вина без защищенного географического указания

36 рублей за литр

Шампанские (игристые) вина, у которых имеется защищенное географическое указание

14 рублей с литра

Пиво с содержанием спиртового сырья 0-0,5%

Пиво с содержанием спиртовых компонентов 0,5-8,6%

21 рубль с литра

Пиво с долей спиртосодержащих компонентов более 8,6%

39 рублей за литр

Акцизы на табак в 2018 и 2019 году

Табак, готовый к употреблению

2772 рубля с кг продукции

3050 рублей за кг

188 рублей, за каждую штуку

207 рублей за каждую штуку

2671 рубль за каждую тысячу штук продукции

2938 с тысячи штук

Папиросы и сигаретная продукция

до июля 2018 года – 1562 рубля с тысячи штук плюс адвалорные ставки акцизов в размере 14,5% расчетной стоимости (но не менее 2123 руб. за тысячу штук);

с июля до конца 2018 года – 1718 рублей за тысячу папирос или сигарет плюс 14,5% (но не менее 2335 руб. за тысячу штук)

1890 рублей за тысячу штук + 14,5% с расчетной стоимости (но не менее 2568 руб. за тысячу штук)

Табак для нагревания

5280 рублей с кг

5808 рублей за кг

Электронные системы доставки никотина

44 рубля за единицу товара

48 рублей за штуку

Жидкости для заполнения электронной системы доставки никотина

11 рублей с каждого мл

12 рублей за мл

Акцизы на топливо 2019 увеличатся по сравнению с текущим годом. В 2018 году с июня рост акцизных тарифов на бензин был приостановлен в связи со стремительным увеличением стоимости бензина в розничных сетях, основными клиентами которых является население. Мораторий распространяется на период до конца 2018 года, но со следующего года ставки акцизов на бензин и дизтопливо возрастут до озвученных ранее плановых размеров.

Тип подакцизной продукции

Акцизы на бензин по годам, в рублях за тонну топлива

2018 год (по май включительно)

Июнь 2018 года

С июля до конца 2018 года

2019 год (с учетом изм. в ст. 193 НК РФ, вступающих в силу с 01.01.2019)

Бензин, который не соответствует требованиям 5 класса

Бензин 5 класса

Моторное масло для автомобильных двигателей

Стоимость акциза на бензин прямогонного типа

13912 (в 2019 г. применяется формула: 13100 + 4865 х К, где К = 0,167)

2929 (в 2019 г. применяется формула: 2800 + 774 х К, где К = 0,167)

Группа средних дистиллятов

Акциз, ставки по нему, предусмотрены и применительно к продукции автомобилестроительного сегмента (величина ставки применяется к количеству лошадиных сил в двигателе легкового авто):

Для автомобилей с двигателем мощностью в пределах 90 л. с. в 2018-2019 г.г. используется нулевая ставка акцизного платежа.

Для транспортных средств, оснащенных двигателями мощностью 90-150 л. с., в 2018 действует акцизный тариф в сумме 45 рублей за 1 л.с. (в 2019 году – 47 рублей).

По автомобилям с мощностью установленного двигателя 150-200 л. с. в 2018 г. применяется ставка 437 рублей за 1 л.с. (в 2019 году – 454 рубля).

Машины, мощность которых находится в диапазоне 200-300 л. с., в 2018 г. облагаются акцизами в сумме 714 рублей за 1 л.с. (на следующий год установлен тариф 743 рубля).

По транспорту с двигателями 300-400 л. с. в 2018 г. действует тариф 1218 рублей за 1 л.с. (с января 2019 года – 1267 рублей).

Если машина оснащена двигателем мощностью 400-500 л. с., ставка в 2018 г. составляет 1260 рублей за 1 л.с. (с началом 2019 года сумма платежа увеличивается до 1310 рублей).

Автомобили с двигателями, мощность которых выше уровня в 500 л. с., облагаются акцизными платежами в 2018 г. по тарифу 1302 рубля за 1 л.с. (в 2019 году будет изменение ставки акциза до уровня 1354 рублей).

Производители мотоциклов (с двигателем мощнее 150 л.с.) в 2018 г. платят акцизы по ставке 437 рублей. На следующий 2019 год утверждено увеличение тарифа до 454 рублей.

Доходы от дыма: 500 миллиардов казне, остальное в тени

ФОТО СЕРГЕЯ КОНЬКОВА/ТАСС

Акцизы на табак — пожалуй, один из немногих видов косвенных налогов, повышение которого не вызывает отторжения у законодателей и в обществе, хотя и обуславливает известную социальную напряженность среди курящей части сограждан

РУБЛЕМ ПО НИКОТИНУ

Причина проста — во всем мире рекомендациям ВОЗ этот налог используют как действенную меру по борьбе с курением. И Россия не исключение. Весной этого года Минздрав России принял антитабачную концепцию, в соответствии с которой предполагается, что повышение акцизов на табак и адекватное удорожание сигарет или папирос будет самым жестким образом стимулировать курильщиков отказаться от пагубного пристрастия. Это хорошо со всех точек зрения: людей подвигают вести здоровый образ жизни, укрепляя трудовой потенциал страны, а государственный бюджет получает дополнительно средства (в 2017 году около 510 миллиардов рублей), которые в теории будут потрачены также на благо общества. Однако так ли действенны эти меры?

Акцизы на табак наряду с акцизами на моторное автомобильное топливо и алкоголь — любимый инструмент экономического блока Правительства РФ, гарантированно дающий стабильный рост поступлений в федеральный бюджет. Причем в отличие от выпивки и бензина табачные поборы растут в опережающей прогрессии. По подсчетам известного эксперта в обороте табака Сергея Киселева, табачный акциз на протяжении последних лет ежегодно увеличивается на 35-40 процентов, это не считая так называемого адвалора (процент, уплачиваемый с максимальной розничной стоимости пачки табака). В итоге общий объем сбора табачных акцизов с 1998 года увеличился в триста раз!

А что же здоровье наших сограждан? Улучшилось ли? Стало ли меньше курильщиков? Об этом официальных данных нет, а разного рода расчеты и опросы показывают противоречивые результаты. В 2012 году Россия занимала второе место в мире по числу курильщиков, около 40 процентов взрослого населения было привержено пагубной привычке. Причем эта пропорция особенно не изменилась с начала 1990-х годов, когда Правительство начало активно использовать табачные акцизы как средство пополнения бюджета.

Ситуация начала меняться после того, как фискальные меры дополнили антитабачной пропагандой, запретили курить в общественных местах, исключили «задумчивые затяжки» симпатичных героев в телесериалах и так далее в соответствии с Федеральным законом №15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». За три последующих года процесс сдвинулся с мертвой точки — количество курящих стало уменьшаться. Однако не теми темпами, которых можно было бы ожидать исходя из роста табачных акцизов. В самом деле, с 2012 года объем табачных поступлений в бюджет вырос более чем в два раза, акцизы увеличились примерно на триста процентов, а число никотинозависимых сократилось, по самым оптимистичным данным Минздрава, лишь на 10 процентов (с 41 до 31 процента от общей численности населения), а по другим, включая социологические опросы, лишь на 5-7 процентов, причем в крупных городах даже зафиксирован рост на 15-16 процентов.

Скворцова: Россия планирует и дальше повышать акцизы на табак

ПАЧКА ДОРОЖЕ -ТЕНЕВИКУ ПРИБЫТОК

Потому сокращение официально продаваемых сигарет на 20 процентов компенсируется контрафактом, и в итоге потребление табака сокращается лишь на 6 процентов. Цифры эти свидетельствуют об одном: самым простым методом, который выбирает Правительство, повышая акцизы на 15-20 процентов каждый год, достичь заявленной цели — сократить адекватными темпами число курильщиков — не удастся.

Причина в том, что дорожающую пачку сигарет успешно заменяет гораздо более дешевый контрафакт. И каждое повышение акциза вызывает рост спроса на нелегальный табак. Есть методика подсчета, которая определяет, как возрастает объем нелегального табака, поступающего на потребительский рынок по всем каналам в зависимости от роста акцизов и доходов населения. Если цена пачки сигарет превышает восемь процентов от уровня ежедневного дохода, потребитель начинает переключаться на более дешевые сорта или на аналогичный контрафакт, который предлагает черный рынок. Понятно, какой вариант выберет среднестатистический курильщик, который, как правило, с трудом отказывается от излюбленной марки сигарет.

Так вот, во Франции уровень доступности пачки возрос за последние три года с 8 до 12 процентов, а доля нелегальной продукции в общем объеме табачного оборота — с 15 до 27 процентов. Примерно то же соотношение и в ряде других европейских стран, а в некоторых — Болгарии, Греции, Румынии — и гораздо выше. Вывод такой: если повысить на процент стоимость табака, то нелегальный рынок вырастет на четыре процента! А что у нас? При средней зарплате 30 тысяч рублей стоимость пачки сигарет составляет около 70 рублей, или примерно те самые 8 процентов. Однако при более детальном анализе выясняется, что средняя зарплата — показатель достаточно лукавый и весьма зависим от региона и социальной группы. В частности, у курильщиков, большинство из которых относятся к низко- и среднеоплачиваемым слоям населения, зарплаты колеблются в пределах 15-20 тысяч, а ведь надо еще учитывать и расходы на детей, поддержку престарелых родителей и так далее. Вот и получается, что каждый пункт прироста акциза приносит прибыль и теневикам от табака.

Тем не менее, Минфин планирует опережающими темпами наращивать акцизы: в натуральном выражении по 15-20 рублей за пачку сигарет в год, что существенно превышает предполагаемый рост зарплат и реально располагаемых доходов населения и, соответственно, стимулирует уход потребителя в контрафактную зону табачного оборота.

Впрочем, все эти возможные издержки компенсируются тем, что так или иначе число курильщиков сокращается. А каждый процент избавившихся от табакозависимости приносит казне косвенный доход примерно на 10-15 миллиардов рублей — уменьшаются расходы на медицину, повышается производительность труда, не считая других неоспоримых благ.

ПЯТЬ ГОЛОВ ТАБАЧНОГО МОНСТРА

Суть письма в том, чтобы, исходя из необходимости бороться с табакокурением, повысить через акцизы стоимость пачки сигарет до среднеевропейского уровня. По самым скромным оценкам, в этом случае несчастным курильщикам придется выкладывать за сигареты по 250-300 рублей! Или до 30 процентов ежедневного дохода, исходя из уровня зарплаты 30 тысяч рублей! Напомним, что повышение уровня доступности пачки сигарет на процент повышает оборот теневого рынка на четыре процента, а тут рост 22 процента.

Российские цены на табак стремятся в Европу

Впрочем, совпадение совсем не странное, а закономерное. Дело в том, что в Казахстане, Белоруссии, Армении, Таджикистане, не говоря уже о Монголии, ставки табачных акцизов сегодня ниже российских на 15-30 процентов, что стало мощным стимулом для ввоза сигарет по всем каналам в нашу страну. Разница — а это громадные суммы — оседала в карманах посредников либо попадала на счета производителей табака. И если акцизы будут повышены до уровня европейских, то эта маржа, кратно увеличившись, принесет дополнительную прибыль тем самым корпорациям, компенсируя сокращение легального рынка.

Если считать верным оценочный оборот теневого рынка примерно в 30 процентов от общих продаж табака, то можно сделать вывод, что на каждые десять миллиардов рублей роста доходов казны от повышения акцизов придется три миллиарда рублей, которые поступят в распоряжение зарубежных бизнесменов, минуя российские фискальные органы. И все это под благим предлогом борьбы за идеалы мирового здравоохранения. Остроумно.

Даже небольшой киоск вносит свою лепту в громадные объемы продаж табака / Фото Сергея Конькова/ТАСС

ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ

Что же делать? Есть ли способы противостоять подобным процессам? Бесспорно. Зона ответственности правоохранительных органов — черный рынок, функционирующий вследствие криминальных действий нелегальных производителей и экспортеров табака, которые умудряются подделывать акцизные марки, миновать таможенные рубежи, декларируя высокосортные изделия под видом бюджетной продукции. Здесь все ясно. Серый же рынок, основа которого в разнице акцизов в странах — партнерах по ЕАЭС, можно вывести из тени простым способом: выровнять акцизные ставки до одного уровня во всем едином экономическом пространстве.

Есть и другая довольно действенная экономическая мера, которую предлагает реализовать председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Дело в том, что органы исполнительной власти и правоохранители в регионах и муниципальных образованиях (а именно они ближе всего к распространению табачного контрафакта) не заинтересованы в том, чтобы пресекать подобную деятельность. Более того, очень часто подпольные дельцы специфически стимулируют местных чиновников, чтобы последние не замечали явных нарушений. Так вот, Сергей Рябухин предлагает направлять 15 процентов от поступлений табачных акцизов в региональные бюджеты. Тогда региональные власти получат вполне конкретные материальные стимулы, чтобы начать наступление на теневой бизнес. И в целом очень многие проблемы дефицитного консолидированного бюджета могут быть решены: 15 процентов — это примерно 75 миллиардов рублей дополнительных вливаний в субъекты Федерации, которые в совокупности сегодня, в частности, должны коммерческим банкам около 300 миллиардов рублей.

Депутат Веллер: резкое повышение акцизов на табак может привести к обратному результату

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector