+8 (800) 500-27-29

Статус плательщика в платежном поручении в 2020 году

Статусы плательщика в платежном поручении 2017

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Платёжное поручение 2017

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ).

Подобные структуры создаются с целью:

• уменьшения величины налога на прибыль;
• снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

• доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
• в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд. руб. и выше;
• в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд. руб. и выше;
• по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд. руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

• 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
• 02 — налоговые агенты;
• 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
• 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
• 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
• 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
• 13 — физлица;
• 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
• 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
• 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
• 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
• 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
• 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
• 25 — банки-гаранты;
• 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Основные средства 2017
Операции банков 2017
Объекты учета 2017
Начисление заработной платы 2017
Наличные расчеты 2017
МСФО 2017

Бюджетный статус в платежном поручении

Статус плательщика – очень важное поле при оформлении платежного документа. Правильное применение кода для внесения в соответствующее поле важно для предупреждения возникновения проблем с налогами и иными платежами, которые вносятся в государственную казну.

Если в поле введена неверная информация, то платеж будет принят, однако, в некоторых случаях его не смогут корректно зачислить. Иногда подобные неточности обходятся довольно дорого, особенно если речь идет о компании. Документ, заполненный в соответствии с требованиями, является достоверным подтверждением того, что платеж был произведен.

Поле «101» — как правильно заполнить

Последние обновления в правилах заполнения платежных документов значительно упростили процедуру идентификации платежей, что значительно ускорило их зачисление и сократило вероятность конфликтов и проблем. Например, есть четкие правила для владельцев счетов, являющихся клиентами банков, они указывают статус плательщика «13».

Статус «08» следует указывать при оплате страховок, индивидуальные предприниматели, работающие без применения наемной силы, должны использовать статус «24» как физическое лицо.

Статус плательщика в платежном поручении указывается с помощью специального двузначного кода, в диапазоне от 01 до 26. Показатель статуса плательщика является отдельной, не зависящей от остальных реквизитов, частью информации. Он является идентификатором лица или организации, отчисляющей средства в бюджет с целью оплаты налогов и сборов или иных счетов.

Поручения, в которые внесены данные для поля 101, должны проверяться на корректное использование полей 102-110. Коды, информация, введенная сюда, обозначает бюджетный статус в платежном поручении, то есть денежные средства направляются в государственную казну.

Статус плательщика – это состояние лица, оформляющего отчисление средств (расчетные документы) для оплаты налогов или иных платежей в финансовую структуру Российской Федерации. Данный показатель определяет позицию плательщика в правовой системе. Значение его должно соответствовать одному из 26 утвержденных Минфином кодов.

Перечень возможных состояний плательщиков предусматривает определение статуса для любого лица, организации, ИП, производящих выплаты в государственную казну.

Кроме вышеуказанных кодов «08» и «24», означающих ИП и физическое лицо, в таблице указаны иные статусы, позволяющие точно идентифицировать правовое положение плательщика.

Для налоговых, таможенных органов, кредитных организаций имеются отдельные коды, физические и юридические лица также идентифицируются в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При заполнении платежного поручения для платежа определенного вида указывается код и показатель статуса налогоплательщика, предусмотренный для этого вида платежа.

Пример правильного подхода к заполнению документа

Например, обязательное пенсионное и медицинское страхование должно оформляться без ошибок. Нужно не только рассчитать сумму страховых взносов, но и корректно заполнить поручение, внести нужные сведения, верно определить статус плательщика.

В форме на выплату обязательного страхования поле 101 является очень важным. Статус лица, оформляющего платеж, должен быть указан в полном соответствии с нормами, разработанными Минфином (приказ № 107н, приложение 5).

Показатель статуса «08» (обозначает юридическое лицо) при оплате страховых взносов указывают:

  • нотариус, который работает частно;
  • адвокат, имеющий свой кабинет;
  • владелец фермерского хозяйства.

Код 15 указывают:

  • финансовая организация, осуществляющая кредитование либо ее филиал;
  • организация государственной почтовой связи;
  • платежный агент.

Платежное поручение составляется на общую сумму поступивших от физических лиц платежей.

Статус плательщика «20» используют:

  • кредитная организация или ее филиал (отделение);
  • платежный агент;

Распоряжение о выплате взноса составляется по каждому платежу физических лиц отдельно.

Непосредственно физические лица вписывают код 24, означающий плательщика, вносящего деньги за страхование.

Как провести платеж через Сбербанк Онлайн

Для правильной оплаты услуг при использовании систем онлайн-платежей следует разбираться в основных правилах заполнения платежных поручений.

Пользователи нередко задаются вопросом, что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн. При интуитивной простоте платежной системы СБ самое сложное для лица, выполняющего платеж, решить, какой именно присвоить себе статус.

Справа наверху в платежке есть небольшое поле для двух цифр, которые определяют статус плательщика. Слева размещаются дата совершения платежа и сумма. Ниже следуют:

  • информация о плательщике;
  • ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, у физических лиц появился с 1999 года (от номеров организаций и частных предпринимателей отличается количеством цифр – номер физического лица, обычного налогоплательщика, состоит из 12 знаков, юридическим лицам присваиваются десятизначные номера);
  • номер счета;
  • КПП – этот идентификатор получают только организации, ИП и физические лица в эту графу не вносят ничего (расшифровка кода – код причины постановки на учет в налоговом учреждении);
  • банк, с чьей стороны идет платеж, БИК, счет;
  • банк, куда идет оплата, его БИК, счет;
  • данные об организации, получающей оплату: ИНН, КПП, за какой период производится оплата, для чего производится платеж;
  • номер платежного документа, дата его оформления, тип.

Это перечень данных, которые необходимы для заполнения платежки, которая выдается для оплаты через отделение. Все данные получателя платежа следует собрать заранее, обычно это не представляет проблемы. Эти данные организация, которой предназначены деньги, предоставляет по первому требованию — их можно получить на электронную почту или на телефон.

Также нужно иметь под рукой и свою информацию – номер счета, с которого будет произведено списание средств, ИНН, код плательщика.

Код плательщика определяется по таблице. Если платеж производится в системе Сбербанк Онлайн, то реквизиты банка, номер счета и прочее уже находятся в системе, некоторые реквизиты можно будет выбрать из списков и выпадающих меню. Если деньги переводятся со счета, открытого в Сбербанке, статус плательщика будет определен автоматически.

Иногда пользователи Сбербанк Онлайн, не зная свой статус, указывают в соответствующем поле код 08, однако, это обозначение предназначено для платежей от ИП, юридического лица. Это могут быть налоги, оплата обязательных страховок, иные платежи. Физическому лицу в этом случае подойдет код 24. Этот код предусмотрен для физических лиц, которые производят оплату налогов, оплачивают страховку, или вносят иные выплаты в государственный бюджет.

Однако при совершении отчислений через указанную систему платежи проходят корректно даже при неверно указанном коде.