+8 (800) 500-27-29

Выкуп земельного участка без торгов

Приобретение (выкуп) земельных участков из государственной и муниципальной собственности без проведения торгов

Специалисты Правового центра ДВА М имеют обширный опыт участия в процедурах приобретения земельных участков из государственной собственности. На нашем счету – довольно обширный пул положительно разрешенных в пользу заказчиков Правового центра дел, большинство из которых требовали не только глубокого знания действующего законодательства, но и понимания принципов работы государственных органов и умения разрешать нетривиальные задачи.

Наша цель – помочь Вам реализовать свои права на приобретение земельных участков при минимуме сопутствующих затрат.

Предоставление земельных участков без проведения торгов

Правовой центр ДВА М готов предложить следующие юридические услуги, связанные с приобретением земельных участков в собственность или в аренду:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

По общему правилу, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду либо собственность осуществляется на торгах.

Перечень оснований предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов существенно ограничен.

На практике наиболее распространенным основанием предоставления участка в аренду либо в собственность без проведения торгов является его предоставление собственнику расположенных на земельном участке объектов недвижимости.

Еще одним широко встречающимся основанием является переоформление ранее возникшего права постоянного бессрочного пользования земельным участком. В данном случае участок может быть оформлен в аренду либо в собственность обладателя права постоянного бессрочного пользования по его усмотрению независимо от наличия на участке объектов недвижимости.

Остальные основания неконкурентного предоставления являются менее массовыми, но это не означает, что такие основания менее эффективны или не реализуемы на практике.

Земельные участки без проведения торгов

Так, без проведения торгов земельный участок может быть предоставлен в рамках специального инвестиционного проекта, для реализации концессионного соглашения или соглашения о государственно-или муниципально-частном партнерстве, для строительства жилья иных объектов в рамках процедуры развития территории, а также для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (в том числе для размещения вспомогательных объектов предприятий коммунальной сферы).

Кроме того, в этом же порядке происходит передача участка лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, земельного участка взамен того, что изымается для государственных или муниципальных нужд, а также для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства и некоторых иных целей.

Принципиальными вопросами, возникающими при предоставлении земельных участков без проведения торгов являются:

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих приобретение земельных участков без проведения торгов.

Мы оказываем правовую поддержку при принятии решения о том, какой земельный участок целесообразно приобрести для наиболее рентабельного осуществления проекта, в каких границах и с каким разрешенным использованием; производим урегулирование во внесудебном порядке споров с контрагентами и государственными органами.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Пошаговый алгоритм выкупа земельных участков у муниципалитета

Купить землю, находящуюся в собственности у города или другого населенного пункта, имеет право любой гражданин России или юридическое лицо. Для нерезидентов РФ существуют определенные нюансы осуществления покупки. Сегодня мы рассмотрим, как выкупить землю у администрации города или поселения иного юридического статуса физическими и юр. лицами нашей страны.

Кто имеет право на выкуп

Первоочередное право покупки участка земли имеет тот гражданин или юридическое лицо, который в данный момент времени арендует надел. Данная ситуация предусматривает 2 варианта:

Российским законодательством предусмотрено, что граждане, проживающие в данном населенном пункте, имеют право на бесплатное выделение земельного участка. При нежелании тратить время на ожидание, гражданин может подать заявление на покупку желаемого надела.

Варианты процесса выкупа земли

Порядок выкупа земельного участка у администрации зависит от того, каков юридический статус у этой земли. Рассмотрим подробней два варианта: участок в аренде и участок свободен.

Выкуп арендованного участка

Арендатор земли, который построил на своем участке и юридически оформил какое-либо строение, может выкупить участок без проведения аукциона. Это осуществимо, если в договоре аренды не прописан пункт о невозможности покупки. Отсутствие построек предусматривают проведение торгов.

Читать еще:  Могут ли отозвать из отпуска без согласия работника?

Процедура выкупа из аренды состоит из нескольких этапов. Для граждан выполнение каждого из них возможно через МФЦ (многофункциональный центр) того района, в котором находится арендуемый земельный участок.

  1. Этап 1 – выполнение межевания участка, если при заключении договора аренды этого не проводилось.
  2. Этап 2 – оформление недвижимости в собственность, если этого не сделано ранее.
  • получение тех. паспорта на строение в бюро технической инвентаризации;
  • регистрацию в кадастровой службе;
  • регистрацию права собственности.

Этап 3 – проведение оценки кадастровой стоимости земельного участка. Процедура кадастрового учета – это придание земельному участку статуса сформированного объекта. Сведения о нем хранятся в государственном кадастре недвижимости (п. 2 ст. 66 и п. 1 ст. 70 Земельного кодекса РФ ).

Чтобы внести земельный надел в кадастр, необходимо подать заявление в кадастровый орган данного субъекта РФ. Нужно приложить план межевания участка и квитанцию оплаты госпошлины.

Этап 4 – подача заявления в местную администрацию. Документ обязательно должен содержать пункт о цели приобретения (ИЖС, садоводческий участок, коммерческое назначение и т. д.). Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. паспорт (или свидетельство регистрации юр. лица), либо нотариально заверенную доверенность, если все действия будет осуществлять представитель заявителя;
  2. договор аренды;
  3. документ о праве собственности на строение (если оно имеется);
  4. квитанцию оплаты пошлины;
  5. кадастровый план участка.

Желательно при подаче заявления вместе с оригиналами документов иметь и их ксерокопии.

Положительный исход подразумевает подписание между гражданином (юр. лицом) и администрацией населенного пункта договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ. Отсутствие реакции на заявление или в случае отрицательного ответа, гражданин (или юр. лицо) имеет право подать заявление в суд для разрешения спорного вопроса.

Этап 5 – после заключения сделки купли-продажи необходимо подать документы на получение государственной регистрации права собственности на купленную землю в местный орган РосРеестра.

При себе нужно иметь:

  1. непосредственно договор;
  2. акт приема-передачи участка;
  3. кадастровый план надела;
  4. паспорт или свидетельство регистрации юр. лица (или доверенности, если все действия выполняет представитель заявителя);
  5. квитанцию оплаты госпошлины.

Через месяц (наибольший допустимый срок) справка из ЕГРП о наличии собственности должна быть готова.

Земля принадлежит муниципальному образованию (городу или поселению иного юридического статуса)

Администрация муниципалитета не может продать землю, зарезервированную для государственных нужд, участки в природоохранных и водоохранных зонах.

После вступление в силу нового Земельного Кодекса в марте 2015 года, для покупки земельного участка необходимо обращаться в администрацию того населенного пункта, где расположен участок.

Нужно подать письменное заявление с указанием цели приобретения (под ИЖС, коммерческую деятельность, для обустройства дачного участка или личного подсобного хозяйства). Основная масса подаваемых заявлений в городах – запросы на выделение участков под ИЖС. Земля, предоставляемая под индивидуальное строительство, выделяется для возведения малоэтажных (до 3 этажей) жилых домов (ст. 48 ГК РФ) . Заявление должно содержать координаты надела, его размер и текущий юридический статус.

При положительном решении, администрация выставляет участок на аукцион, чтобы предоставить возможность покупки всем заинтересованным лицам. Аукцион не является обязательным, если участок свободен от застройки и не состоит на кадастровом учете.

Поэтому, дабы избежать торгов и минимизировать стоимость земельного участка при выкупе у администрации, можно сделать следующее:

  • на карте РосРеестра найти участок, не внесенный в государственный кадастр;
  • заказать схему расположения выбранной территории на общем кадастровом плане муниципальных земель;
  • обратиться в местную администрацию для предварительного согласования выделения выбранного участка на продажу;
  • после получения предварительного согласия, необходимо вновь обратиться в кадастровую службу для внесения одобренного участка в реестр и получения паспорта на землю;
  • с полученным паспортом участка нужно подать письменное заявление в администрацию о желании его приобрести.

Администрация рассмотрит заявку в течение 1 месяца (максимальный срок) и вышлет заявителю проект договора купли-продажи. Отрицательное решение администрации поселения должно быть дано в письменной форме с обоснованием отказа. Если заявителя не удовлетворит данное решение, то он вправе обратиться в суд.

После приобретения участка, его обязательно нужно оформить в местном органе РосРеестра. Документы, необходимые для этого, описаны в предыдущем разделе (Этап 5).

Из вышесказанного можно сделать вывод: выкуп земли у администрации – хлопотное дело, но вполне выполнимое для тех, кто задался данной целью.

Право выкупа земли без торгов относится только к участку, необходимому для обслуживания здания

Арендатор государственного или муниципального земельного участка, построивший на нем здание, строение или сооружение, имеет преимущественное право приобрести этот участок в собственность без проведения торгов. Однако площадь приобретаемой таким образом земли должна соответствовать площади возведенного здания. Если же размер земельного участка больше, чем необходимо для обслуживания недвижимости, то его приватизация без проведения публичных процедур является нарушением законодательства о защите конкуренции (Определение ВС РФ от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015).

Читать еще:  Куда обращаться при мошенничестве в интернете?

Суть дела

Между администрацией города (далее — администрация) и обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) был заключен договор аренды земельного участка для строительства торгово-офисного центра. После завершения строительства общество зарегистрировало право собственности на объект и обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости. Между администрацией и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка, право собственности общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке. Затем общество разделило земельный участок на два участка и поставило их на кадастровый учет с новыми кадастровыми номерами.

Постановлением администрации обществу были разрешены сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона для строительства на одном из вновь созданных земельных участков супермаркета. В связи с этим третье лицо — гражданин обратился в антимонопольный орган с заявлением о проверке законности передачи в собственность обществу земельного участка, находившегося в государственной собственности, без проведения предусмотренных законодательством и направленных на защиту конкуренции процедур. По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган вынес решение о признании администрации нарушившей законодательство о защите конкуренции путем предоставления обществу права осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на земельном участке без проведения публичных процедур, предусмотренных законом, путем заключения устного соглашения об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу спорного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Администрации выдали предписание об изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, — договора купли-продажи, а также о применении мер, направленных на возврат муниципальной преференции, предоставленной обществу (права пользования спорным земельным участком).

Общество и администрация, полагая, что решение антимонопольного органа и предписание являются незаконными, а также нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Суды первой и апелляционной инстанции заявленные администрацией и обществом требования удовлетворили и признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными.

Указание антимонопольного органа на необоснованность предоставления спорного земельного участка в собственность общества, поскольку площадь земли существенно превышает площадь построенного на ней торгового центра, суды признали несостоятельным. Так, п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственник здания, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Положений, касающихся предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность, в Кодексе нет. Администрация не предоставляла обществу муниципальных преференций, поскольку земля была передана на основании федерального закона, в данном случае на основании ЗК РФ. Общество как собственник первоначального земельного участка реализовало свое правомочие, разделив его на два участка и поставив их на кадастровый учет.

Основанием для принятия оспариваемых решения и предписания стал вывод антимонопольного органа о том, что между администрацией и обществом было заключено устное соглашение об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу вновь созданного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Однако, по мнению суда, этот вывод неверен, поскольку администрация предоставила обществу участок с иным кадастровым номером (первоначальный участок до его разделения). Для приобретения в собственность данного земельного участка проведение публичных процедур не требовалось, поскольку общество обладало исключительным правом на его приватизацию. Став собственником земли, общество вправе было по своему усмотрению осуществлять на ней строительство недвижимых объектов при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.

Необоснованным суд посчитал и вывод антимонопольного органа о том, что администрация в нарушение законодательства о защите конкуренции предоставила обществу право осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на вновь образованном земельном участке без проведения публичных процедур. Так, на данном участке во время рассмотрения спора не осуществлялось строительство ни коммерческой, ни жилой недвижимости, в связи с чем никакие публичные процедуры не проводились. Администрацией обществу был лишь разрешен сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона.

Читать еще:  Если поручитель не подписывал договор

Суд также указал, что исполнение вынесенного антимонопольным органом предписания технически не представляется возможным, поскольку объектом, подлежащим передаче в собственность по договору купли-продажи, являлся иной земельный участок с иным кадастровым номером, а не вновь образованный после разделения земельный участок.

Арбитражный суд округа оставил судебные акты по делу без изменения.

Позиция ВС РФ

Судьи ВС РФ отменили все принятые по делу судебные акты, оставив требования администрации и общества без удовлетворения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что общество как собственник здания имело преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (на момент рассмотрения дела ныне недействующая ст. 36 ЗК РФ предусматривала специальные правила приобретения прав на землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности и на которой расположены здания, строения, сооружения. — Примеч. ред.).

Доводы антимонопольного органа о необоснованности предоставления в собственность общества земельного участка площадью, значительно превышающей площадь принадлежащего ему торгово-офисного центра, нижестоящие суды не приняли, поскольку ЗК РФ содержит указание на преимущественное право собственника здания, находящегося на чужом земельном участке, покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Однако, по мнению ВС РФ, такой вывод является ошибочным и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов государственный или муниципальный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Такое обоснование у администрации отсутствовало.

Кроме того, антимонопольный орган указывал на согласованность действий администрации и общества по передаче земельного участка в собственность последнего. До передачи земельного участка администрация уже располагала информацией о планируемом строительстве многоэтажного жилого дома на спорном участке. После регистрации права собственности общество разделило данный земельный участок на два участка, поставив их на кадастровый учет, а администрацией впоследствии было издано постановление, разрешающее обществу сбор исходных данных и разработку проекта планировки части территории для строительства на земельном участке, не занятом принадлежащим обществу строением, супермаркета вместо ранее запланированного городом строительства 25-этажного дома.

Верховный суд РФ указал, что в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение (за исключением случаев, допускаемых законом) не может не влиять на конкуренцию. Лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем. В связи с тем, что администрация и общество не представили в антимонопольный орган и в суд доказательств, подтверждающих соответствие спорного земельного участка площадью 10 000 кв. м размерам, необходимым для использования здания площадью застройки 796 кв. м, решение и предписание антимонопольного органа были признаны обоснованными.

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ внес изменения в ЗК РФ, в частности, в правила приватизации земельных участков, принадлежащих публичным образованиям, частными собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений. Норма ст. 36 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» с 1 марта 2015 г. утратила силу, а на смену ей в Кодекс ввели новую главу V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности». Подпункт 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, аналогично отмененной ст. 36, предусматривает возможность продажи или передачи в аренду указанных участков без проведения торгов в случае, если на таких участках расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Указанные лица обладают исключительным правом на заключение соответствующих договоров. В случае же, если собственник (или ни один из сособственников) здания, строения, сооружения не обратился с заявлением о приобретении земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор аренды соответствующего земельного участка (п. 8 ст. 39.20ЗК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector